Российский фильм ужасов «Диггеры» вышел в прокат в августе. Диггерство – опасное хобби, которое привлекает некоторых молодых людей. Они готовы рискнуть здоровьем и жизнью ради того, чтобы исследовать естественные и искусственные подземелья. Диггер из Люберец по прозвищу Апостол рассказал «РИАМО в Люберцах», насколько опасно это увлечение и какие интересные места есть в Люберецком районе.
Памятники археологии в Люберцах: усадьбы и штаб-квартира Кутузова>>
– Когда в России зародилось диггерство?
– Диггерство появилось в Москве в 1980-х годах стараниями некого «крота». Настоящего имени этого человека никто не знает. Первые диггеры скрывались – их могли обвинить в диверсии, терроризме и даже разглашении гостайны.
Данное движение состояло из довольно неоднозначных и странноватых ребят, движимых различными идеями. Кого-то привлекала эстетика холодной войны, а некоторые превращали диггерство в подобие религии. Вскоре сложилась некая субкультура, представители которой иногда тоже довольно своеобразно себя веди.
Лично я узнал о диггерах случайно, еще в школе. Потом стал интересоваться и пошел сам. Я занимаюсь диггерством уже около 5 лет. Учителя у меня никогда не было, зато я сам обучил пару человек.
– Что привлекает людей в диггерстве?
– Тут можно назвать много причин. Когда начинал – был интерес. Потом манила сама эстетика, возможность узнать что-то новое. Сказались и острые ощущения – ведь существуют же экстремальные виды спорта. Чем людей привлекает, например, скалолазание? Адреналин, что-то новое, необычное. Вот тут примерно то же самое.
– Что интересует диггеров?
– Все интересные для диггеров объекты можно разделить на несколько групп: промышленные объекты, военные объекты, метро, объекты гражданской обороны, подземные коммуникации.
Также в данной среде популярно коллекционирование так называемых «трофеев», «хабара» – вещей, найденных на подземных объектах. В основном это различное армейское снаряжение и оборудование для гражданской обороны. Некоторые особо отличившиеся находят средства бронезащиты и даже огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества. Но об этом, естественно, никто не рассказывает в открытую.
Никакой коммуникации между диггерами нет. Есть группы, которые знают друг друга, иногда люди из них пересекаются.
Легенды Люберец: бог-водяной, петровские липы и «дорога смерти»>>
– Что чувствуешь, когда спускаешься под землю?
– Как будто оказываешься в какой-то другой части мира, в таком месте, которого не существует для всех остальных. Лично мне никогда не было страшно. Мое самое долгое пребывание под землей – около 7-9 часов.
– Какое снаряжение необходимо для исследования подземелий?
– Снаряжение довольно разное – смотря куда идти. Иногда хватает фонаря, хороших ботинок и монтировки. Иногда нужен противогаз, иногда химзащита. Бывает, покупаем или находим прорезиненные бахилы от ОЗК – общевойскового защитного костюма. Покупают в основном натовские противогазы, обувь и рюкзаки, а также фонари помощнее, лучше всего аккумуляторные.
Кроме того, может пригодиться веревка или специальные приспособления типа болтореза. А иногда нужен газоанализатор – если уж совсем глубоко лезть в неизведанные места, но это уже «высший пилотаж», таких диггеров единицы. Некоторые таскают с собой счетчики Гейгера.
Жители Люберец про Pokemon Go, охоту за покемонами и войны фракций>>
– Насколько опасно заниматься диггерством?
– Опасность подстерегает диггера на каждому шагу. Знакомый сломал ногу в вентиляции пускового центра. Я сломал руку в НИИ космического приборостроения. Еще однажды знакомый чуть не упал в шахту, а в другой раз застрял в винте. Могут быть несчастные случаи, бывают и летальные. Еще есть административная и уголовная ответственность за проникновение на закрытые территории, а в некоторых особо интересных местах охрана имеет право стрелять.
– Какие интересные предметы ты находил на объектах?
– Трофеи – это разные противогазы, фильтры различных типов, приборы – газоанализаторы и счетчики Гейгера. Еще химзащита, военные радиостанции, чертежи, карты, схемы, планы, книги. Находил пару раз шлемы пилотов и танкистов.
– На каких объектах ты побывал?
– В военных бункерах, законсервированных частях, убежищах, где до меня много лет никого не было. Некоторые объекты еще частично действует – например, НИИ космического приборостроения в Москве или какие-то подземные коммуникации. Есть, конечно, такие места, где часто кто-то бывает, но это неинтересно для меня. Найти объект, где еще никто особо не был, намного интереснее.
– Какой объект стал для тебя самым интересным?
– Пожалуй, это большой пусковой бункер со стационарными зенитно-ракетными системами С-25 и С-300. Он интересен тем, что не особо известен кому-то. Там интересные коммуникации, много чего осталось. Вход в него был замаскирован рядом с небольшим радаром и военной частью в Раменском районе Подмосковья. На данном объекте вообще не было электропитания, тьма стояла непроглядная! Там были карты, документы, остатки оборудования, приборы, противогазы и форма.
– Что еще ты бы хотел посетить в России?
– Наверное, Д-6 – это секретное метро и бункер для правительства. Или Ямантау – это главное из известных подземных убежищ, «запасная столица» на случай ядерной войны. Кстати, в других странах тоже есть диггеры. Например, в США самый «диггерский» город – это, наверное, Питсбург или Детройт.
– Есть ли в Люберецком районе интересные подземелья?
– Городок Б, военная часть, НИИ, охрана – военные никого не пускают, но при желании туда можно попасть. Есть несколько ангаров с самолетами и вертолетами, пара корпусов с кабинетами, оставленная котельная, плац. Располагается историческая военная часть в Люберцах на улице 3-е почтовое отделение.
Есть еще река Люберка – коллектор под Люберцами, который проходит от края Красной горки до Котельников. Диаметр трубы составляет 5 метров, туда ведет пара входов – по сути, просто люки в лесу. Есть еще убежища – например, под управлением МЧС Люберец. Еще военная часть в Красково, в которой только пара складских зданий, ничего там уже нет.
Лично я не советовал бы обычным людям заниматься диггерством. Тут нужно быть специфичным человеком.
Екатерина Скрижалина