Главврач медклиники в Люберцах о дистанционке и здоровье школьников

Главврач медклиники в Люберцах о дистанционке и здоровье школьников
Люди

Дистанционное обучение использовалось и до пандемии коронавируса, однако весной 2020 года с ним столкнулись все российские школьники. В конце октября учиться из дома предписали ученикам с 6 по 11 класс. Главврач одной из медицинских клиник Павел Ткачев рассказал «РИАМО в Люберцах» о влиянии дистанционки на здоровье детей и подростков.

Павел Владимирович Ткачев в 2010 году окончил лечебный факультет Московского государственного медико-стоматологического университета. В 2013 году он получил ученую степень и стал кандидатом медицинских наук.

Педагог из топ‑100 учителей Подмосковья про конкурс, левшей и дистанционку>>

– Павел Владимирович, как вы считаете, дистанционное обучение эффективнее очного?

– Я отец троих детей и считаю, что дистанционное обучение в определенном возрасте крайне неэффективно. Давайте разбираться подробнее. Для этого разделим школьников на две категории – с первого по пятый и с шестого по одиннадцатый класс.

Для первой категории дистанционная форма обучения не подходит, она провалит образовательный процесс. На протяжении первых пяти лет основная задача школы – научить учиться. Первоклашки усваивают это с одним учителем, который выступает в роли наставника. Если они справились, то в пятом классе и далее им будет значительно легче.

На дистанционке дети фактически остаются один на один с учебой, а еще у них полностью нарушается режим дня. Ведь при очном обучении школьник должен утром проснуться, позавтракать, одеться, прийти в школу, где сидеть и слушать учителя, не болтать – это уже испытание! Но если дети привыкнут учиться, то дальше будет проще. Дистанционка этого не дает.

Вторая категория школьников – это среднее звено и старшеклассники, более взрослые ребята. Им предстоит сдавать ОГЭ, ЕГЭ и поступать в вузы – это дает мотивацию быть более усердными. В начальной школе они научились учиться и теперь могут обойтись без наставничества, они более самостоятельны и сознательны, поэтому дистанционка подходит им гораздо больше.

Пандемия коронавируса заставила нас перейти на дистанционную форму обучения – по крайней мере, на время. Но не успели создать условия для качественного обучения – нет контроля знаний, нет нужных методических материалов. Вероятно, со временем это изменится к лучшему.

Коронавирус и грипп, карантин и самоизоляция: в чем сходство и различие>>

– Как дистанционное обучение может повлиять на здоровье ребенка?

– Согласно рекомендации офтальмологов и Всемирной организации здравоохранения, ребенку в возрасте семи лет на протяжении одного дня можно непрерывно находиться за компьютером только в течение 15 минут, причем только два раза в неделю. С 10 лет это время увеличивается, но не до пяти дней в неделю по несколько часов!

Дистанционное обучение обязывает школьников учиться ежедневно, примерно по пять сорокаминутных уроков в день. Многие родители не могут обеспечить дома нужные условия для обучения. Соответственно, у деток страдает зрение, портится осанка, рассеивается внимание, появляются головные боли, а иногда и синдром хронической усталости, который свойственен взрослым.

– Как сохранить зрение и осанку при дистанционном обучении?

– Рабочее место ребенка должно быть правильно организовано. Стол по высоте должен соответствовать школьный парте. Стул необходимо подобрать тщательно, чтобы стопы ребенка плотно стояли на полу, а спинка была высокой. Дополнительно можно использовать ортопедическую подушку для спины.

При работе за компьютером расстояние от глаз до монитора должно быть минимум 50 сантиметров. Кроме того, тетрадь и учебник следует правильно разместить на столе и позаботиться, чтобы на них падало достаточно света.

Если родитель не сможет правильно оборудовать рабочее место, то в результате ребенок получит очень печальную картину: неправильный почерк, проблемы с глазами, плохую осанку, перевозбужденную центральную нервную систему.

В таком напряженном режиме эффективность обучения снижается – получается, что ребенок не получит нормальное образование, а только испортит здоровье и, возможно, заработает психологические проблемы.

Очень сложно доподлинно сказать, что будет с этими детьми через несколько лет, как именно скажется на них дистанционка. Но я убежден, что они будут однозначно иметь определенные коммуникативные трудности.

Спортивные казусы на самоизоляции: «Гантель отбила ногу и желание заниматься»>>

– Если говорить о питании, нужен ли режим?

– По питанию все просто: дети, как и взрослые, должны питаться регулярно и полноценно. Наш организм имеет естественные часы – биоритмы, поэтому пища должна поступать примерно в одно и то же время. Также она должна быть качественной и сбалансированной. Эти два фактора являются наиболее важными, чтобы у человека не было проблем с пищеварением.

Если мы нарушаем биоритмы и питаемся как придется, это приводит к расстройствам и нарушениям обмена веществ. В конечном итоге возникнет избыточная масса тела и даже ожирение – это одна из главных проблем современного мира. Тем более, дистанционка – это мало движения, так что риск располнеть высок. Также могут появиться раздражительность и плохой сон, ухудшение здоровья в целом.

– Есть мнение, что всем школьникам нужно регулярно принимать витамины. Это так?

– Действительно, бытует мнение, что мультивитаминные комплексы – это очень хорошо и полезно. Часто ко мне приходит пациент и заявляет: «Выпишите витамины, а то авитаминоз замучал».

А ведь люди не знают, что авитаминоз – это серьезный диагноз, который означает полное отсутствие определенного витамина в организме. Например, цинга – это когда нет витамина С. Такое состояние приводит к тяжелым болезням и нередко к смерти.

Более правильно говорить о гиповитаминозе – снижении содержания определенного витамина, которое развивается из-за скудного питания и некоторых заболеваний. Такой диагноз подтверждают лабораторными исследованиями и назначают лечение.

Но сегодня, пожалуй, проще встретить гипервитаминоз – переизбыток витаминов, когда их сверхвысокие дозы вызывают интоксикацию. Это тоже опасное состояние, так что не нужно «насиловать» организм ребенка усиленным питанием и витаминными комплексами! Это только навредит.

Никаких пищевых добавок, витаминов в таблетках, «специальных» продуктов не нужно! Питание школьника должно быть сбалансированным – жиры, белки, углеводы. Все необходимое организм получит из мяса и рыбы, свежих овощей и фруктов, злаковых и бобовых, молочных продуктов, орехов.

Правильное питание и отказ от фастфуда – это лучший способ помочь школьнику справиться с нагрузкой!

Чем занять детей на самоизоляции: советы детского психолога>>

– Какие советы вы можете дать родителям, чьи дети обучаются дистанционно?

– Для начала нужно понять, что ребенок на дистанционке полностью зависит от родителя. Так что первый совет: учиться вместе с ребенком, особенно если он еще мал и учится в начальной школе. Второй: жестко соблюдать режим труда и отдыха, находить время на передышки и физические упражнения. Третий: соблюдать гигиенические правила.

Третий совет хочу пояснить. Что школьник делает утром? Встает, умывается, завтракает, чистит зубы, одевается и идет в школу. Точно так же должно быть и на дистанционном обучении. Да, вместо парты в классе он будет садиться за свой рабочий стол дома, но утренний ритуал должен остаться точно таким же.

Это же касается и вечера: не стоит засиживаться допоздна, ведь вставать предстоит рано – это тоже очень важно на дистанционке.