Годовщина крушения вертолета Ми‑8 в Люберцах: воспоминания спасателей
В Томилинском лесопарке 21 сентября 2016 года во время учебно-тренировочного полета потерпел крушение вертолет Ми-8 МЧС России. На борту находились начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС – 38-летний Роман Фролов, его заместитель – 42-летний Дмитрий Арсентьев и бортинженер – 32-летний Максим Филиппов. Экипаж погиб. Спасатели рассказали «РИАМО в Люберцах», как разворачивались события в тот день.
Пожар при падении вертолета Ми-8 в Люберецком районе. ВИДЕО>>
Елена, сотрудник «Службы-112» Люберец:
«Я дежурила 21 сентября 2016 года. Вечером позвонила жительница Октябрьского и сообщила: только что со своего балкона она видела, что в Томилинский лесопарк упал то ли вертолет, то ли самолет.
Она передала эту информацию абсолютно спокойно, без истерики и паники. Сказала, что после падения летательного аппарата она видела пламя в лесу. Поэтому мы сразу же сообщили в пожарную часть и спасателям. Спасатели уже были в курсе и ехали к месту крушения.
Буквально через час в нашу службу поступил еще один звонок от мужчины, который тоже сообщил о падении вертолета. Больше звонков в этот вечер не было, хотя обычно в чрезвычайных ситуациях их очень много. А в тот раз было только два».
Крушение вертолета Ми-8 в Люберецком районе. ФОТО>>
Андрей Галошин, начальник пожарно-спасательной части № 27 Люберец:
«В тот роковой день примерно в 20:00 мне позвонил наш диспетчер и сказал, что поступила заявка о падении вертолета в лесополосе в районе Волкуши. Он сообщил, что звонил житель Лыткарина и сказал, что видел со своего балкона на 17 этаже, как в лесу упал вертолет.
Точной информации о месте падения не было. Лесопарк большой, он тянется до Раменского района. Поэтому сначала для определения места ЧП сотрудники Лыткаринской пожарной части № 303 приехали домой к этому мужчине и поднялись на балкон, чтобы увидеть место падения и сориентироваться.
Вертолет горит всего 5 минут так называемым большим горением, которое можно увидеть, а потом начинается тление. Поэтому обнаружить место крушения было крайне сложно, тем более в темноте.
Было принято решение направить технику с пожарных частей Лыткарина, Октябрьского и Люберец и искать место падения, прочесывая лес. От кромки леса до места крушения порядка двух километров, проехать на большой технике по пешеходным тропам было сложно, тем более в грязь и дождь. Мы продвигались, обрезая ветки и кусты.
К нам подбежал парнишка, который видел место падения вертолета. Он повел нас туда пешком. Когда мы дошли, в небе над горевшим вертолетом барражировал такой же, он подсветил место в крушения. Вертолет упал на деревья. Падая, винтами порубил их верхушки.
Когда мы прибыли на место, остов вертолета уже догорал. Авиационная техника – это магниевые сплавы, тушить их водой невозможно. Мы использовали порошок, потом пену. На тушение понадобилось всего 15 минут, но от вертолета ничего не осталось – просто груда металла.
Дальше начался вывоз обломков вертолета и ликвидация последствий – это работа оперативных групп, военной прокуратуры. Место оцепили по периметру. Пожарные и спасатели были там до самого утра.
От Люберецкого гарнизона было шесть автоцистерн, две – от Раменского, одна – из Реутова, а также аварийно-спасательные автомобили из Октябрьской и Раменской частей, около 50 человек личного состава. Приезжали Центр специального назначения МЧС России «Лидер», Ногинский спасательный центр. От Мособлпожспаса прибыл штаб в виде большого шатра, в котором работали оперативники».
Работа «Службы‑112» в Люберцах: экстренные вызовы и забавные случаи>>
Олег Гречанин, начальник пожарной части № 232 поселения Октябрьский:
«Этот день я запомню на всю жизнь. Я как раз был оперативным дежурным в гарнизоне. Вечером через «Службу-112» к нам поступил звонок: с балкона многоэтажки на улице 60-летия Победы в Октябрьском женщина видела, как падает вертолет.
Уже смеркалось, мы выехали к месту крушения. Проехали лес полностью до Лыткарина, ничего не нашли. Поднялись потом на крышу высотки, смотрим – идет дымок, пошли в ту сторону. На пути нам встретились молодые ребята, которые и помогли найти место крушения.
Мы первые прибыли на место крушения. Прибыл я, спасатели и расчет пожарных из Октябрьского. От нашей части было четыре единицы спецтехники. Вдалеке мы увидели вертолет, который пылал белым пламенем. Он развалился на куски и лежал на боку. При нас были огнетушители, мы начали тушить вертолет. В первую очередь тушили кабину.
Потом спасатели начали пробивать дорогу для тяжелой техники, чтобы смогли пройти пожарные машины и спасатели «Центроспаса». Дорогу пробивали бензопилами и бензорезами.
После того, как спецслужбы обследовали место крушения и сам вертолет, его обломки были собраны и погружены на машину и отправлены на экспертизу».
Один день в пожарной части: рассказы огнеборцев и выезд на пожар>>
Илья Галашкин, начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС России:
«Я руководил авиационно-спасательным центром до 2015 года, пока меня не сменил Роман Фролов, погибший при крушении вертолета Ми-8 21 сентября 2016 года. В тот день я разговаривал с Романом по телефону – были необходим данные по работе. Он сказал, что после полета все мне отправит, но случилась беда.
Вечером мне позвонил начальник командно-диспетчерского отдела АСЦ и сообщил, что в Люберецком лесу упал и загорелся вертолет. В тот момент я ехал в маршрутке, сразу же вышел из нее, перезвонил диспетчеру и попросил, как полагается по уставу, повторить рапорт. Он подтвердил, что в районе Октябрьского действительно упал вертолет МИ-8.
Сразу была дана команда на срочное поднятие поисково-спасательного вертолета в небо для доставки спасателей на место крушения. Мы приняли все меры по тушению вертолета.
Следствие закончилось. Если рассматривать крушения Ми-8, то в большинстве случаев причиной становится самопроизвольное левое вращение. Есть методы выхода из этой ситуации, они прописаны в инструкции экипажа, но это уже как повезет. Это первая и, надеюсь, последняя авария в нашем центре, который работает с 2010 года.
Экипаж предпринял все меры, чтобы уйти от жилой зоны – буквально в километре от места крушения вертолета находятся жилые дома, там заканчивается пилотажная зона, где можно выполнять маневры. Сейчас мы стараемся поддерживать связь с родственниками погибших, помогаем им.
На годовщину трагедии мы открыли мемориал на месте крушения вертолета. Планируем сделать газон и цветник, посадить ели и сирень. Каждый год 21 сентября наш авиационно-спасательный центр будет приезжать к мемориалу и поминать наших коллег-летчиков. Сюда будут приходить люди и вспоминать о наших товарищах».