Психолог про подростковый суицид, проблемы детей и социальное сиротство

Психолог про подростковый суицид, проблемы детей и социальное сиротство
Люди

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Именно в этот момент ребенок очень восприимчив и уязвим, чем и пользуются создатели «групп смерти», которые подталкивают к самоубийству. Для мониторинга опасных трендов в социальных сетях и противодействия им при Мособлдуме создана рабочая группа, в которую входит психолог, руководитель «Ассоциации Психологов Подмосковья» Ольга Хлебодарова. Она рассказала «РИАМО в Люберцах» об истинных причинах подростковых суицидов и их профилактике.

– Ольга Борисовна, насколько остро стоит проблема подростковых самоубийств?

– В марте в Мособлдуме состоялся круглый стол «Профилактика суицидов, в том числе среди несовершеннолетних. Проблема безопасности подростков в интернете». Я была его участником. Там привели неутешительную статистику.

По информации Следственного комитета РФ, за пять месяцев 2015 года число детских суицидов возросло на 28%, зафиксировано более 270 случаев. В 2016 году произошел резкий всплеск – в России погибли 720 подростков, печальная статистика увеличилась сразу в 40 регионах страны!

В Московской области в 2015 году несовершеннолетние совершили 56 суицидов, в 2016 году – 58 суицидов. По информации ГУ МВД России по Подмосковью, за 2016 год было возбуждено 14 уголовных дел по статье «Доведение до самоубийства» с потерпевшими-несовершеннолетними. С начала 2017 года завели 5 таких уголовных дел.

В Лыткарине за 2015 год – 5 суицидов среди подростков. Также мне известно об одном случае в Люберцах. Непросто найти истинную причину суицида, но чаще всего бывает, что последним толчком к завершению жизни становится семейная ссора – ребенок утверждается в мысли, что он не нужен.

– Что входит в профилактику суицидов среди несовершеннолетних?

– На круглом столе мы говорили про консолидацию совместных действий с родителями, школой, рядом специалистов. Минздрав согласен, что действовать нужно сообща. Для эффективной работы должны тесно взаимодействовать различные ведомства – структуры здравоохранения и соцзащиты, опеки и попечительства, образования, КДН и МВД.

Среди мер для повышения эффективности профилактической работы – организация обучающих семинаров для социальных служб и медработников, чтобы они научились выявлять у ребенка даже минимальный риск суицида.

Важна работа врачей и учителей в образовательных учреждениях, которые беседами и лекциями могут снизить риск суицида. Разрабатываются методические рекомендации на соответствующую тему. Нужно вести профилактику беспризорности и безнадзорности, выявлять неблагополучные семьи, а главное – вовремя отправлять детей из групп риска к квалифицированным психологам.

Профилактика суицидов у несовершеннолетних должна быть системной. Но у нас этого, к сожалению, нет.

В школах Московской области педагоги-психологи проводят жизнеутверждающие акции, дни и недели психологии «Я выбираю жизнь» – это профилактика суицидального поведения. Также необходимо беседовать с родителями и самими подростками – рассказывать о специфике взросления, ведь это очень непростой период. Все неопределенное и неясное нас тревожит, но если мы будем заниматься психологическим просвещением, то для многих вещей найдется объяснение, а с ним появится и понимание происходящего.

– Каковы причины подростковых самоубийств?

– Суицид – это следствие определенных обстоятельств. Есть ряд причин, которые приводят к трагедии. И главная причина – это социальное сиротство.

Семья – это первый институт социализации, следующий – школа. Эти два звена чаще всего идут параллельно, не взаимодействуя друг с другом. Подростку очень сложно, к миру детей его не причисляют, а в мир взрослых не пускают: он везде оказывается без поддержки. Родители заняты, для них важно, чтобы их ребенок не болел, не голодал, учился. А в школе тотальная подготовка к ГИА и ЕГЭ оказывает очень сильное психологическое давление. Это сильно «раскручивает» детскую психику. Родители ждут успешности, учителя тоже, а о том, как себя чувствует подросток, не задумываются. В итоге ребенок истощен, в растерянности и очень одинок.

– Как «группы смерти» влияют на подростков?

– «Группы смерти» – это новый вид терроризма. По статистике, туда чаще всего вовлекают девочек в возрасте 11-13 лет. Мы в рабочей группе рассматривали конкретные случаи и пытались выстроить психологический портрет куратора этих групп.

Сначала идет виртуальное общение, куратор проявляет интерес к жизни подростка. Если ребенок – социальная сирота, ему не с кем поделиться чувствами, нет эмоциональной связи с родителями, то он пытается найти поддержку на стороне. И тут появляется «внимательный человек», с которым можно поговорить, который сочувствует и выслушивает.

При изучении переписок у кураторов «группы смерти» явно прослеживаются знания в области психологии. Это видно по тому, как он задает вопросы, уточняет детали. Он работает, как психолог – во время беседы устанавливает доверительный контакт с подростком. Причем это не разовые встречи – беседы «за жизнь» проходят регулярно.

– В какой момент такое общение становится действительно опасным?

– Куратор становится другом и в какой-то момент спрашивает подростка, что он знает про жизнь и смерть, слышал ли он про суициды. Ребенок верит ему, он полон иллюзий и не может трезво оценивать реальность, проявляет интерес. В таких «философских беседах» ему могут порекомендовать книгу или фильм про смерть, а потом начинают выдавать задания.

Чтобы вступить в закрытую «группу смерти», предлагалось продолжительное время не спать, а ровно в 4:20 утра выполнить определенное задание. Если рассматривать физиологию, то следствие такого распорядка – это измененное состояние сознания. Первое задание – это членовредительство. Факт нужно сфотографировать и прислать, причем чтобы было видно лицо – тогда можно идентифицировать человека. Подростки могут делать это на скрытых участках тела, чтобы не видели родители.

Нужно сказать, что подросткам свойственно членовредительство. Когда они сталкиваются с трудностями и проживают глубинные процессы одиночества, то пытаются найти выход душевной боли – очень часто через боль физическую. Вот почему они так восприимчивы к словам куратора.

Задания от куратора становятся все опаснее. Например, инсценировать собственную смерть, показать ее в онлайн-трансляции или снять на камеру и выложить в паблик. Был случай, когда ребенок разыгрывал повешение, поскользнулся и погиб.

Понятно, к чему ведут такие «игры в смерть». Причем впоследствии очень сложно установить причину самоубийства подростка, так как удаление личной странички в соцсети нередко является частью задания.

– На что следует обратить внимание родителям?

– Поведение детей – это ответ на наше воспитание! Контроль очень важен, но он должен транслировать уважение и не переходить границы. Хорошо, когда у родителей и ребенка доверительные отношения, и он не закрывает свои странички, когда отходит от компьютера. Если он делает это – значит, считает, что ему есть что скрывать. Это посыл: «не проникайте в мое пространство». Это должно насторожить.

Если ребенок оказался вовлечен в «группу смерти», он неосознанно транслирует это: поведение становится полярным – подросток либо апатичен и обидчив, либо слишком весел и позитивен. Это повод внимательнее присмотреться к нему.

Также подросток может начать интересоваться темой суицида и задавать вопросы, особенно если в семье были трагические инциденты с родственниками. Это посыл, что есть некая предрасположенность.

Нужно обращать внимание, как обстоят дела в школе. Хочет ли ребенок туда идти или категорически отказывается? Если у него возникают конфликты с одноклассниками, если он оказывается в роли изгоя – это тоже некий звоночек.

Конечно, в какой-то момент родители перестают быть авторитетом для подростка. Так устроена наша психика, так происходит становление личности. Однако нужно стараться не терять контакта с ребенком. Очень важно быть чутким и вовремя заметить скрытые проблемы.

– Что в этом случае делать родителям?

– Не нужно сразу тащить ребенка к психологу. Дети не понимают, зачем это им, и на приеме сразу говорят, что все в порядке, «мама сказала – я и пришел». Однако если родители видят, что ребенок сильно изменился, что ситуация выходит из-под контроля, то нужно незамедлительно обратиться к специалистам – прежде всего самим родителям, чтобы поменять собственную модель поведения по отношению к ребенку.

Проблемы детей – это зеркальное отражение проблем родителей. Как только с ребенком что-то происходит, родитель должен сразу же спросить себя, что это спровоцировало. Нужно пересмотреть взаимоотношения с ребенком и понять, в чем дело.

Очень важно выстраивать доверительные отношения, участвовать в жизни подростка, поддерживать его интересы и предлагать интересные занятия.

– Полезны ли в этом плане творческие или спортивные кружки?

– Иногда дополнительные занятия – это большой плюс. Тогда у ребенка нет времени на ерунду. Но здесь важно не переусердствовать: подростку должен нравиться кружок, он не должен слишком уставать и зарабатывать неврозы.

Так, абсолютно всем детям пойдет на пользу кружок актерского мастерства. Там научат выстраивать коммуникации, выходить из «зажима», чувствовать себя свободным человеком.

А вот профессиональный спорт – это порой нереализованные мечты родителей, которые они пытаются воплотить в детях. Очень часто для родителей общественное мнение играет первостепенную роль, а это неправильно – важно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Наконец, важно находить совместное времяпровождение для всей семьи. Хороши семейные традиции и ритуалы, можно вместе куда-то ходить и ездить. Тогда дом не будет похож на коммунальную квартиру, в которой все сидят по своим углам, уткнувшись в ноутбуки и смартфоны.

– Как научить ребенка правильно и безопасно пользоваться соцсетями?

– Кора головного мозга малыша формируется очень интенсивно. Важно, чтобы этот процесс происходил не только посредством компьютера. Знакомство с ним можно начинать в 3-4 года с развивающих программ, но дозированно и под присмотром. Во время выхода в интернет рекомендуется использовать функцию «Родительский контроль».

Ребенок растет, и компьютер нужен ему для учебы, развлечения и общения. Плюс социальных сетей в том, что подростки там социализируются, таковы реалии современного мира. Однако важна избирательность общения, принципы которого закладываются в семье.

Главное – воспитать ребенка так, чтобы он даже не заинтересовался «группами смерти», потому что эта тема расходится с его взглядами и системой ценностей. У подростка не будет потребности разговаривать по душам с незнакомым человеком в сети, если у него хорошие доверительные отношения с родителями.