SMM‑менеджер из Люберец о том, как распознать вбросы и фейки в интернете
Сложно представить современную жизнь без интернета. Там мы ищем информацию, общаемся, работаем. Но виртуальный мир пестрит не только смешными видео и остроумными мемами, но и, к сожалению, фейками и вбросами. О том, как отличить правду от вымысла, корреспонденту «РИАМО в Люберцах» рассказала SMM-менеджер Елена.
Что такое вбросы
«Вбросы – это когда тебе подсовывают какую-то информацию, которую ты должен проглотить – как говорят на интернет-жаргоне, «схавать вброс». Они делаются для того, чтобы человек совершил те или иные действия. Вбросы должны вызвать эмоции, заставить человека что-то лайкнуть и обязательно поделиться со знакомыми. Как правило, вброс – это полуправда либо сфабрикованная информация, которая может зацепить читателя. Для рекламы используются «слова-маркеры», на которые люди реагируют, здесь примерно тот же самый механизм», – рассказывает Елена.
И подчеркивает, что вбросы были всегда. Кстати, они могут еще отвлекать внимание людей от какой-то важной информации, которую хотят скрыть. Пользователи переключаются на вброс, так как это более интересная, понятная информация. Она почти всегда неполная – чтобы оставить свободу воображению, и социально значимая – чтобы каждый человек мог ее «примерить» на себя.
«Бытовые» вбросы
«Вбросы бывают разные. Наиболее частые делаются в пабликах, которые ведут обычные люди. Начинали они еще в подростковом возрасте, сейчас им около 30 лет. Некоторые из них уже зарабатывают на своих пабликах. Чтобы расшевелить аудиторию, им нужны вбросы. Им необходимо поймать «хайп», то есть вызвать резонанс, получить максимальное количество реакций – лайков, комментариев, репостов», – поясняет Елена.
И приводит несколько примеров. Новость о том, что якобы на рынке в Люберцах Евгений Плющенко продает картошку. Собаки, которых якобы усыпляют на каком-то заводе уже лет десять. Информация о том, что около Малаховской школы пропал мальчик – потом оказалось, что он пропал в Челябинске. Как правило, такие вбросы делают админы групп, которые владеют пабликами в разных городах России. На хайпе они зарабатывают просмотры, подписчиков и деньги.
Интернет‑зависимость: как помочь «зависающему» в соцсетях ребенку>>
Рекламные вбросы
«Рекламный вброс делается для того, чтобы посмотреть, как и где разойдется рекламная кампания, где и какая аудитория «съела» определенную информацию. Эти вбросы можно назвать маркетинговыми, они определяют спрос и предложение», – поясняет Елена.
«Или, например, такой вброс: якобы умирающему ребенку срочно нужна медицинская помощь, и такая-то компания согласилась помочь – за каждый репост она перечисляет определенную сумму. Многие люди, не задумываясь, делают репост. Однажды я решила узнать, что это за компания, и «Гугл» мне сообщил, что это польская социальная сеть. Это один из видов вирусной рекламы. Народ по большей части не проверяет, что репостит, люди руководствуются эмоциями», – отмечает Елена.
Вброс как соцопрос
«Иногда делают вброс, чтобы посмотреть реакцию людей. Например, перед выборами, перед принятием важных государственных решений. Если реакция не та, которую ожидают, то принятие решения откладывается. Иногда делают вбросы, чтобы посмотреть, насколько быстро можно поднять «волну» – похожая история была с футбольными фанатами», – отмечает Елена.
И добавляет, что, конечно же, все это делается неофициально.
Вирусный контент
«Есть еще понятие «вирусный контент» – это информация, которая расходится буквально сама по себе. Один из видов такого контента – это инфографика, ее очень часто распространяют, так как она удобная. Еще один из видов – вирусное видео. Часто оно снято профессионально, но маскируется под любительское и даже случайное. Если сюжет интересный, забавный, эпичный, видео быстро расходится по Сети. Сюда можно отнести и мемы», – рассказывает Елена.
Психолог про подростковый суицид, проблемы детей и социальное сиротство>>
Фейковые страницы
«У профессиональных SMM-менеджеров фейковую страницу трудно распознать. Но забавно наблюдать, когда полуживая страница пытается что-то вбросить – это местечковый уровень! У меня уже очень много лет существует 12 страниц. И трудно понять, что там настоящее, а что нет. У меня есть страницы мужские и женские. И с тех, и с других я общаюсь с реальными людьми. Девушки даже предлагают познакомиться с моим мужским «персонажам», – улыбается Елена.
И добавляет, что профессионалам довольно легко вычислить, что за человек прячется за той или иной страничкой. Есть определенные речевые конструкции и манера писать. Друзья и фотографии – тоже показатель.
Качественные вбросы
«На уровне Люберец и по Подмосковью профессионалов, которые могли бы сделать качественный вброс, практически нет, по моему мнению. Качественный вброс – это кардинально новая информация, но чтобы у нее «уши не торчали». Такие вбросы делаются специалистами в массовом месте, в паблике с большой аудиторий. Их практически никогда не делают на маленькой страничке и в непопулярном паблике. Главный критерий – живые подписчики», – поясняет Елена.
По ее словам, нет определенного графика вбросов. Они зависят исключительно от целей своих создателей. Иногда бывает, что захотел админ группы, чтобы люди поговорили, и сделал вброс.
Живые паблики
«Самые активные паблики созданы и «населены» живыми людьми. В нашем городском округе много живых пабликов. Например, у микрорайона Самолет – у них две активные страницы двух инициативных групп. Есть и в поселках активные ЖК – в Марусине, Томилине, Краскове. Не менее активны «Люберцы за рулем» и форум в Томилине, «Подслушано в Люберцах», «Типичные Люберцы», «Люберцы Лайф», – говорит Елена.
И добавляет, что в Instagram есть одна группа, которая очень любит делать вбросы. Например, такие: смотрите, какая ужасная вода в Люберцах! Или же вот какие ямы на дорогах! Но никакой конкретики – фотография чаще всего взята из интернета, и на ней может быть совсем другой город.
«Люди подогревают свою неудовлетворенность. Получается, что вместо того, чтобы решать проблему, жители ведут пустые разговоры, что вот так все плохо», – недоумевает Елена.
Соцсети и мессенджеры
По словам специалиста, вбросы делаются как через соцсети, так и через мессенджеры.
«В России самая популярная социальная сеть – «ВКонтакте», самое большое количество людей зарегистрировано именно там. Я не помню, чтобы в России удалось «поднять волну» через Instagram или Facebook. Кстати, в Подмосковье многие приучены пользоваться Instagram, и за счет этого растет и аудитория «ВКонтакте». Также очень популярны мессенджеры – Телеграм, WhatsApp. Многие люди негативно относятся к тому, что за их общением в интернете могут наблюдать, и уходят в личные чаты. Но и туда пробираются фейки и вбросы», – рассказывает Елена.
Кусочки информации
«Есть такой прием: чтобы сформировать у человека определенное мнение и спровоцировать его на действие, ему дают кусочек информации. Потом дополняют еще кусочком. Вбросы часто построены по такому же принципу. Вот картинка – какая-то школа или дом, неизвестный человек, плюс минимум информации. И мозг человека дорисовывает общую картину собственными воспоминаниями, мыслями, страхами», – объясняет Елена.
Более того, создав картинку, мозг человека «вцепляется» в нее, верит и защищает.
«Один из самых больших страхов у людей – что их назовут дураками за то, что их поймали, что они поверили в обман. Поэтому многие люди очень сложно признают такие ошибки. Именно на этом играют создатели вбросов», – говорит Елена.
Кто верит вбросам
Эксперт подчеркивает: поверить вбросу могут все без исключения, просто для каждого нужно подобрать свой «ключик». Дети среагируют на модные стикеры, подростки – на остроумные мемы и демотиваторы, мамы – на умирающего ребенка, любители животных – на больную кошку и бездомную собаку.
«Мы живем в век информации. Информационные потоки такие огромные, что наш мозг не справляется, он не готов до конца дочитать, услышать, досмотреть. Чтобы анализировать, нужна полная картина и информация. Но мы «хватаем по верхушкам» и додумываем остальное. К счастью, уже есть определенное количество скептически настроенных людей, которые всегда внимательно проверяют информацию. У тех, кто работают с социальными сетями, есть что-то вроде иммунитета», – добавляет Елена.
Как выявить фейки и вбросы
«Некоторые админы даже не удосуживаются сделать рерайт текста, потому что это занимает время и силы. Выявить такой вброс просто – копируем текст и вставляем в поисковую строку браузера. Как правило, выдаются похожие паблики. То же самое можно сделать с фотографией – провести поиск по картинке. Если упоминаются телефоны, через поиск можно проверить и их – где они фигурировали раньше», – советует Елена.
И добавляет, что нужно всегда проверять информацию и не идти на поводу у эмоций, ведь именно на них «давят» создатели фейков и вбросов.
По мнению Елены, интернет снизил моральную планку людей. Они перестали следить за тем, что публикуют в Сети. Иногда выкладывают фото или видео, желая развлечься, пошутить, а иногда и отомстить обидчику. Но они не понимают, что в интернете такая шутка может очень быстро выйти из-под контроля. Так что не стоит выставлять личные данные на всеобщее обозрение.
Кому верить?
«Верить можно официальным сайтам. Сейчас все государственные структуры имеют их. Любая организация должна иметь свою страницу в интернете. Все, что выпускается на официальном сайте, считается первоисточником. Также есть федеральные информагентства, которые всегда проверяют информацию, потому что от ее качества зависит их репутация. Они не могут позволить себе выпустить фейки», – отмечает Елена.
Что касается официальных групп государственных структур и организаций в социальных сетях, на них лучше всего переходить по ссылке с официального сайта, потому что есть много подделок. Скопировать аватарку может каждый, групп с гербом Люберец в соцсетях много, и далеко не все являются официальными. Кстати, соцсети могут быть первоисточником только в том случае, если это личное общение, человек пишет от своего имени и не скрывается.
«Напоследок напомню, что у виртуального мира свои законы, свои особенности, свои принципы, и про них не стоит забывать всем пользователям интернета», – заключает Елена.