Девушка‑спасатель из Люберец: «Любой сложный выезд – это командная работа»
Спасателями могут быть не только мужчины! Ксения Власкина работает в ПСЧ № 232 Люберецкого территориального управления ГКУ МО «Мособлпожспас» и часто имеет дело с экстренными ситуациями. Она рассказала «РИАМО в Люберцах» об особенностях работы, отношениях с коллегами, пользе курсов первой помощи и своем досуге.
Начальник Люберецкого «Мособлпожспас» о службе, пожарах и Эльбрусе>>
– Ксения, как вы поняли, что работа спасателя именно для вас?
– Все началось очень неожиданно для меня. Семь лет назад я только-только села на мотоцикл и начала с большой компанией путешествовать по России. Сначала мы исколесили все южное побережье Крыма, потом поехали Абхазию. Это незабываемые эмоции! Особенно впечатляет серпантин – когда едешь, а дорога как змейка извивается.
Но вместе с яркими эмоциями пришло и осознание: мотоцикл – это повышенная опасность.
Я поняла, что в нашей компании байкеров очень не хватает человека, умеющего оказывать первую помощь. И я решила научиться.
– Расскажите о курсах первой помощи.
– Мне приглянулись курсы первой помощи в «СпасРезерве», училась там полгода. Подчеркну, что это отряд спасателей-добровольцев, работа у них такая же, как у обычных спасателей, только им за это не платят.
Вскоре меня заинтересовала и сама работа отряда «СпасРезерв», и я начала заступать вместе с ними на дежурства. Многому научилась. Практика – это очень важно.
Также проходила потом и другие курсы первой помощи, так как нужно всегда расширять кругозор и совершенствовать знания и навыки.
Как оказать первую помощь пострадавшему>>
– Правда, что можно остановить кровотечение без жгутов и бинтов?
– Правда. Эту военную методику мне показали на курсах «Лиза Алерт», но подходит она только в том случае, если надо оказать первую помощь самому себе. Есть пара вариантов, как правильно лечь, чтобы вес тела помог остановить кровотечение.
После курсов первой помощи пришло осознание: я реально могу помочь людям, так как хорошо ориентируюсь в стрессовых ситуациях.
Лесные пожары: куда звонить и что делать>>
– Как вы получили допуск к работе на пожарах?
– Пошла учиться на газодымозащитника в Красногорске. Эта квалификация подразумевает работу, в том числе тушение возгораний и помощь людям, в непригодной для дыхания среде.
Во время ЧП эти специалисты носят спецодежду и средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) – маску и кислородный баллон.
Я отучилась и аттестовалась с допуском к работе на пожарах.
После этого я пришла в ПСЧ № 232 Люберецкого территориального управления ГКУ МО «Мособлпожспас». Долгое время работала диспетчером, но также тренировалась со спасателями.
– Почему вы сначала работали диспетчером?
– Потому что я девушка. Причем единственная в нашем гарнизоне. Ребята ко мне присматривались на тренировках – как я делаю упражнения, как выдерживаю стресс и так далее. Присмотрелись, привыкли – и я стала спасателем, теперь работаю вместе с ними наравне.
Один день в пожарной части: рассказы огнеборцев и выезд на пожар>>
– Как вам работается в мужском коллективе?
– Хорошо. Никакого особого отношения ко мне нет. Ответственность у всех одна. Например, если мы чистим снег, то в этом участвуют все. Если лезем тренироваться на веревке, то снова все вместе. И даже если надо поднять оборудование наверх, я тоже это делаю. Каждый из нас должен уметь делать все, взаимозаменяемость в нашей работе очень важна.
– Как проходит ваш день?
– Я прихожу на работу и первым делом проверяю амуницию, записываю данные в журнал. После этого отправляемся на развод, где рассказывают план дня. Потом всей командой идем проверять на исправность и принимать автомобили, также записываем в журнал. Если выездов нет, то мы либо занимаемся в спортзале, либо читаем, общаемся, отдыхаем. Иногда бывает спокойная смена, а иногда прямо с развода мчишься на вызов.
Вообще, работа спасателя довольно сложная.
В сутки может быть до двух десятков выездов на чрезвычайные ситуации!
Время года, погодные условия, сезонные обострения у психически больных людей – все это очень влияет на число вызовов.
«В пожарно‑прикладном спорте ты можешь бегать вертикально!»>>
– Может ли один спасатель как-то особо отличиться во время ЧП?
– Никогда не бывает, чтобы кто-то один спасал человека, а все остальные просто стояли. Мы всегда работаем командой. Любой сложный выезд – это командная работа. Один спасатель – это не команда. Не бывает, чтобы приехали четыре спасателя, а ситуацию разрешил один. Даже тот, кто вскрывает двери, общается с пострадавшими или накладывает жгут, вносит свою лепту в общее дело – и очень весомую.
– Что делать, если спасатель потерялся в дыму?
– Есть алгоритм действий. В таком случае спасатель в рацию говорит «мэйдей» – это означает, что он потерялся в задымленной зоне. Тогда все работы прекращаются, на пожарных и спасательных машинах включаются звуковые сигналы, резервное звено идет на поиски.
Должна отметить, что это очень маловероятная ситуация: в задымленной зоне спасатели ходят звеном, по три человека. Потеряться практически невозможно.
Если пожарный или спасатель потерял сознание, то датчики автоматически включают сирену, и коллеги спешат ему на помощь.
– Вспомните яркие случаи из практики.
– Один из первых и самых запоминающихся выездов был еще в отряде «СпасРезерв». Мама пошла выкидывать мусор, а ребенка оставила дома на столе. Дверь захлопнулась. Это был восьмой или девятый этаж, и окно было открыто. Мы еле успели: вскрыли дверь, зашли в квартиру, а малыш уже на подоконнике. Сняли его в последний момент.
Недавний случай: захлопнулась дверь в квартиру, а там были две девочки. Когда мы приехали и вскрыли ее, оказалось, что на плите готовилась еда, подгорела, все жилье затянуло дымом. Деткам оказали первую помощь, а маме – психологическую. Проветрили квартиру и рассказали о правилах безопасности.
Дорогие взрослые! Берегите детей!
Будьте внимательны: не выходите выбрасывать мусор, не взяв ключи, не открывайте окна – пользуйтесь специальными безопасными замками и устройствами для проветривания, не оставляйте малышей без присмотра!
Ранги пожаров на территории Московского региона>>
– Какими качествами должен обладать спасатель?
– Стрессоустойчивось и желание помочь. Например, если мы выезжаем по заявке на пожар, то по пути не только расспрашиваем заявителя об обстановке, но и даем ему определенные рекомендации. Помните: как только вы позвонили по номеру 112, мы уже с вами и курируем процесс даже до приезда на место происшествия. Нужно любить людей, чтобы работать спасателем.
– Бывает ли вам страшно в экстренных ситуациях?
– Страшно – да, это нормальная человеческая реакция. Но из-за страха я не начинаю паниковать. Даже наоборот – сразу включается мозг, начинаешь действовать четко по плану, шаг за шагом.
Сейчас для меня это обычная работа – как у менеджера, бухгалтера, доктора. Для простых граждан, конечно же, любое происшествие – это что-то неординарное, иногда страшное, но не для меня.
Именно поэтому я считаю, что главное качество спасателя – это стрессоустойчивость. А еще важно не зацикливаться на плохом, не накапливать негатив в себе.
Ты же приезжаешь с целью помочь людям – и помогаешь! Как и врачи, спасатели со временем привыкают ко многим вещам. Нужно просто хотеть сделать мир лучше.
– Как вы отдыхаете?
– Путешествую на мотоцикле. Мне всегда нравилась техника, я с ней «на ты». Когда я была маленькая, у моего дедушки в деревне был мотоцикл – я просто сгорала от желания на нем покататься. Свою мечту я осуществила в 26 лет и осознанно села на «железного коня».
Сейчас для меня мотоцикл – это главное хобби и лучший отдых. В этом году я скаталась в Сочи, в знаменитый курортный район Дагомыс. Отличная поездка! Просто кому-то нужен спокойный отдых, а мне нужен драйв!