Криминалист из Люберец: «Улики на месте преступления есть всегда»

Криминалист из Люберец: «Улики на месте преступления есть всегда»
Люди

За семь лет работы эксперт отдела по экспертно-криминалистическому обеспечению МУ МВД России «Люберецкое» Мария Солнцева успела постичь премудрости профессии, получить звание капитана, победить в конкурсе красоты, родить сына. Обо всем этом она рассказала корреспонденту «РИАМО в Люберцах».

С начала 2018 года отдел по экспертно-криминалистическому обеспечению МУ МВД России «Люберецкое» совершил 561 выезд на место преступления, провел 470 экспертиз. В число этих экспертиз входили дактилоскопические, трасологические, экспертизы документов разных видов, почерковедческие, баллистические, экспертизы холодного оружия, химические (экспертиза наркотиков). Благодаря работе отдела выявлено 75 преступников. По 81 происшествию отделом дана информация о причастности лиц к совершению преступлений с использованием криминальных учетов.

Следователь из Люберец: «Все дела можно раскрыть!»>>

Универсальный работник

Мария с родителями переехала в Люберцы из Читы в 1994 году. Она окончила экспертный факультет Московского университета МВД России и с 2011 года работает на должности эксперт-криминалиста.

«Почему я выбрала эту профессию? Мой дядя и двоюродные братья – полицейские. Но больше всего на выбор специальности повлиял мой папа. О выборе профессии я не жалею», – рассказывает Мария.

В отделе по экспертно-криминалистическому обеспечению МУ МВД России «Люберецкое» работает четырнадцать экспертов. Половина отдела – это представительницы слабого пола.

Каждый эксперт-криминалист – это универсальный работник. Вместе со следователем он выезжает на осмотр места происшествия – это могут быть квартирные кражи, грабежи, разбои, убийства. Главная задача эксперта-криминалиста на осмотре места происшествия – это оказание содействия следствию в поисках, фиксации и изъятии следов преступлений, помощь в выстраивании версий и раскрытие по горячим следам.

Когда ты обследуешь место преступления, то стараешься представить себя на месте преступника. Представляешь, что он делал.

«В первую очередь мы фиксируем место происшествия. А затем уже приступаем к поиску улик. Каждая мелочь, найденная при осмотре, может изменить ход дела и помочь в поиске преступника. Любой волосок может вывести нас на злоумышленника», – поясняет Мария.

По ее словам, работа у нее очень интересная, непредсказуемая, предполагает знакомство с новыми людьми.

Полицейский Денис Камалетдинов: «Я – патриот, служу на благо страны и людей»>>

«Сложно видеть горе людей»

«Первое преступление, на которое мне пришлось выехать, – это убийство в Дзержинском, когда мужчина убил сожительницу. Первые месяцы я очень переживала, было сложно видеть горе людей, к этому невозможно привыкнуть. Однажды пришла бабушка, у которой украли последние деньги, рассказывала, как ей тяжело, и плакала. Мы с ней составляли фоторобот преступника, а у меня самой слезы на глаза наворачивались», – говорит Мария.

Она отмечает, что ездить на осмотр места происшествия бывает трудно не только морально, но и чисто физически. На осмотре не присядешь, некогда – ищешь следы.

«Эксперт-криминалист всегда найдет улики на месте преступления. Даже если преступник работал в перчатках, все равно остаются следы – от самих перчаток, от обуви. ДНК можно получить из волоса или сигаретного окурка. Любая деталь, оставшаяся после преступника, важна для раскрытия преступления», – говорит Мария.

Советы полицейских: как выявить подпольную нарколабораторию>>

Чемодан эксперта-криминалиста

У каждого эксперта-криминалиста есть особый чемодан. В нем есть все необходимое для изъятия следов преступления.

«Отпечатки пальцев мы снимаем дактилоскопическим порошком разных видов, следы рук – дактилоскопическими пленками. Отвертки и кусачки нам нужны, чтобы изъять трасологические следы. В чемодане также есть все необходимые реагенты для поиска и обнаружения следов», – рассказывает капитан Солнцева.

«Такой чемодан весит около 7 килограммов, поэтому все эксперты-криминалисты подтянуты и физически развиты», – шутит Мария.

В 2017 году она принимала участие в полосе препятствий «Гонка героев» в подмосковном Алабино, призовых мест не завоевала, но характер закалила.

Как выявить подделку

«Помимо выездов на места преступлений, я делаю все виды традиционных экспертиз. Например, дактилоскопию (отпечатки пальцев рук), трасологию (отпечатки ног, транспортного средства), экспертизы оружия, почерка, документов, денег, алкогольных и табачных акциз. Каждый день я выявляю поддельные документы – чаще всего это паспорта, водительские права, свидетельства о регистрации иностранных граждан», – рассказывает Мария.

Она добавляет, что технический прогресс быстро шагает вперед, и это на руку преступникам. Но и эксперты-криминалисты не отстают!

«Преступники постоянно развивают и совершенствуют свои методы. В своей работе я встречала виды печати, о которых нам не рассказывали в вузе. Поэтому в моей работе необходим микроскоп, с помощью которого я тщательно изучаю каждый документ на подлинность. Это могут быть деньги, ценные бумаги, документы, сигаретные и алкогольные акцизы», – делится Мария.

Благодаря специальному микроскопу, к которому подключен компьютер, можно выявить подделку. Он увеличивает в десятки раз, фотографирует и выводит изображение на экран.

Мастер-класс от сотрудников ГИБДД: тренировочный автобус и ПДД>>

300 глаз и 300 носов

«Еще мы работаем на программе «Папилон» – это автоматизированная система учета следов рук. Все отпечатки, которые мы изымаем на местах преступлений, вводятся в базу данных. В нашей люберецкой базе около 300 тысяч дактилокарт. Очень часто отпечатки пальцев помогают в раскрытии преступлений», – отмечает Мария.

Она вспоминает следующий случай. Неизвестные совершили разбойное нападение на ювелирный магазин на железнодорожной станции «Люберцы-1». Убегая, преступник бросил маску, которой он скрывал лицо. На ее внутренней стороне был обнаружен след руки. Его тут же проверили через базу данных и выявили личность преступника. Преступление раскрыли, разбойника задержали.

По словам Марии, составление фоторобота сейчас тоже делается с помощью компьютерной программы. Это очень удобно. А были времена, когда его рисовали от руки.

«Потерпевший вместе с криминалистом просматривает и подбирает черты лица преступника. Можно пересмотреть 300 глаз и 300 носов, досконально подобрать брови и даже морщины. Как говорят сами потерпевшие, сходство получается 100%», – подчеркивает Мария.

Один день в пожарной части: рассказы огнеборцев и выезд на пожар>>

Конкурс красоты и материнство

В 2014 году Мария участвовала в конкурсе красоты, который проходил среди экспертно-криминалистических центров России. Она представляла Московскую область и победила в номинации «Мисс очарование».

Все соседи Марии знают, что она работает в полиции, и периодически жалуются ей на хулиганов и свои проблемы.

«В обычной жизни мне не приходилось использовать свои профессиональные навыки. Никто не просил меня выявить следы любовницы мужа. Зато спрашивали, как на глаз распознать фальшивые деньги. Это нелегко: преступники научились качественно подделывать купюры, документы, акцизные марки», – поясняет Мария.

Без специальных познаний и навыков выявить подделку сложно, но у меня уже «глаз наметан»!

Мария – мама 2,5-летнего сына. Все ее свободное время уходит на семью.

«Возможно, сыну станет интересно, и он пойдет по стопам мамы – работать в полиции. А может, станет системным администратором, как папа. Главное, чтобы вырос хорошим человеком», – улыбается Мария.