Онкопсихолог: «Рак – не приговор. Многое зависит от самого пациента»
Людям с диагнозом «рак» нужна не только медицинская, но и психологическая помощь. К сожалению, не все верят в ее эффективность. Практикующий психолог, соавтор и учредитель АНО «Благотворительный центр психологической поддержки людей с онкологическими заболеваниями О.П.О.Р.А.» Ольга Хлебодарова рассказала «РИАМО в Люберцах», чем занимается онкопсихология и как можно помочь онкобольным.
Люберчане о новой записи к врачу: «Молодым удобно, пожилым – нет»>>
– Ольга Борисовна, каковы причины высокой смертности от рака?
– В России рак как причина смерти занимает второе место, на первом – сердечно-сосудистые заболевания. Но вокруг онкологических заболеваний существует зловещий ореол: люди убеждены, что рак – это смертельный приговор.
Более того, многие люди не обращаются вовремя ко врачу из-за нехватки времени, недостатка средств или отсутствия знаний в данной области. Это приводит к поздней диагностике, которая в свою очередь приводит к повышенной смертности от рака в России. Похожая ситуация отмечается в Индии, Китае и других развивающихся странах.
В нашей стране злокачественные новообразования диагностируют в основном на третьей и четвертой стадии. При этом получается, что доля выявленных онкопациентов в России значительно меньше по сравнению с более развитыми странами, где рак диагностируют на ранних стадиях – когда выживаемость больных значительно выше.
– Почему возникают онкозаболевания?
– Первой и главной причиной высокой заболеваемости раком в современном мире ученые считают плохую экологию. На втором месте вредные привычки, на третьем – хронические заболевания. Интересно, что генетическая предрасположенность стоит на последнем месте в статистике – всего 6%. Болезнь могут спровоцировать различные факторы, в том числе психологические.
– Существует ли связь между психикой и физиологией?
– Да, связь между психическим и физическим здоровьем очень тесная. Так что существуют и психологические предпосылки появления рака.
Есть такое понятие – «раковая личность», введенное исследователем раковых больных доктором Лоренсом Лешеном. Он описывает людей с предрасположенностью к онкологии: это люди с низкой стрессоустойчивостью и с постоянным чувством вины, обиженные на весь мир. Это эмоционально холодные люди, которым в детстве дали мало тепла, неспособные перерабатывать негативные эмоции и «застревающие» в какой-то проблеме. Это люди с крайне негативным взглядом на жизнь и отрицательным восприятием себя. Все они в группе риска.
Научиться жить в гармонии с собой и окружающими – это огромная работа! Это сложно! Поэтому многие выбирают быть жертвой – им так удобно, это становится привычной моделью поведения. Иногда у человека не хватает ресурсов для решения определенных проблем, и тогда его организм как будто запускает «механизм самоуничтожения»: здоровье резко ухудшается.
Если установить источник проблемы, то можно многое пересмотреть и проработать. Если работа выстроена правильно и есть желание самого пациента, высока вероятность ремиссии. Поэтому онкопсихология так необходима в сопровождении с традиционной медициной.
Сайт: GIPHY
– Что такое онкопсихология?
– Онкопсихология является новой отраслью науки, которая появилась в 1970-х годах на стыке онкологии, психологии и социологии. Одним из ее основателей является американский врач-психиатр Джимми Холланд.
Онкопсихология занимается изучением различных психологических факторов, которые влияют на людей с диагнозом «рак». Дело в том, что у онкобольных появляется особый взгляд на жизнь, отягощенный тревогой и страхом перед будущим. Играют роль и стереотипы, и заблуждения, а также отношение родственников, друзей и коллег к сложившейся ситуации.
Основоположником российской онкопсихологии считается доктор медицинских наук, психотерапевт Андрей Владимирович Гнездилов из Санкт-Петербурга, который больше 20 лет назад открыл первый в России хоспис.
Работа «Службы‑112» в Люберцах: экстренные вызовы и забавные случаи>>
– Развивается ли онкопсихология в России? В Подмосковье?
– Можно сказать, что в нашей стране онкопсихология совершенно не развита. В психологических вузах нет такой дисциплины, нет единой комплексной реабилитационной программы психологической поддержки людей, находящихся на лечении. Психологи «О.П.О.Р.А.» разработали авторскую модель по подготовке специалистов к работе с онкобольными.
По нашей программе уже работают в нескольких регионах России. Например, мы ездили в Красноярск, чтобы передать опыт. На обучение приезжают психологи из Тулы, Воронежа, Владивостока, программой заинтересовались в Краснодаре, Южной Осетии, Болгарии.
Нельзя забывать о том, что онкобольные сталкиваются с огромным количеством проблем. Лекарства очень дорогие, не всегда можно получить квоту, поэтому родственники вынуждены добывать деньги. Нужны социальные такси для таких больных и так далее.
В ближайшие дни планируем направить в правительство Московской области письмо о том, что в регионе необходимо развивать психологическую помощь и поддержку онкопациентам. Необходимо построить в Подмосковье хотя бы один реабилитационный центр для онкобольных и первый доступный хоспис для социально незащищенных пациентов.
Фельдшер из Люберец: «До прихода в скорую я думал, что она спасает больных»>>
– Расскажите про свой проект «О.П.О.Р.А.».
– Благотворительный центр «О.П.О.Р.А.» имеет статус международного и занимается психологической поддержкой людей с онкозаболеваниями и их родственникам. Для Подмосковья это уникальный проект, впрочем как и для других городов.
Мы консультируем очно и по «Скайпу». Конечно, онлайн консультации отличаются от непосредственной беседы. Минус в том, что отсутствует живой контакт и возможность уловить жесты, мимику, настроение. Все эти вещи теряются в видеопотоке. Но и ряд плюсов в консультациях по «Скайпу» тоже можно найти.
Третий год по вторникам с 10:00 до 13:00 в Люберецком онкологическом диспансере мы проводим благотворительные приемы. Кроме того, у всех онкопациентов есть возможность приходить в центр социально-психологических услуг «Доверие» и получать там бесплатную помощь. Что касается родственников, мы можем оказать экстренную помощь, дать разовую консультацию.
Благотворительный центр «О.П.О.Р.А.» стал лауреатом премии «Наша Подмосковье» 2015 года. Кроме того, наша программа социально-психологической реабилитации победила в номинации «Психологический инструмент года» на XVIII Национальном психологическом конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2016 года.
– Как в центре строится работа с пациентами?
– Наша основная задача – попробовать вместе выявить тот катализатор, который спровоцировал болезнь, научиться опираться на себя и повысить качество жизни.
Реабилитационная программа рассчитана на два этапа по 5-7 консультаций. Сначала проходит психоэмоциональная диагностика – мы смотрим, на каком этапе проживания и горевания находится пациент, не «застрял» ли он.
Дело в том, что когда человек узнает о своем диагнозе, он пребывает в шоке и неверии. В этот период ему хоть 10 психологов дай – это не поможет, так как человек отрицает диагноз и надеется, что это ошибка. В этот период важно объяснение того, что с ним происходит, психолог помогает в этом.
Важно понять, где произошло «застревание». И мы начинаем с самого начала глубинно проживать все этапы, чтобы человек осознал и принял то, что с ним произошло. И понял, что не все потеряно, что нужно действовать без промедления и не сдаваться.
Также мы просвещаем онкопациентов о том, что совокупность медицинских препаратов во время химиотерапии провоцирует депрессивное состояние. Очень часто лечение истощает людей и физически, и психологически, они становятся очень уязвимы. Так важно в это время человека «наполнять ресурсом», чтобы он поверил в возможность счастливого исхода и нашел силы идти вперед.
Кроме того, пациент часто входит в стадию торга – когда он готов на все, лишь бы как-то себе помочь. В этом состоянии человек цепляется за любые возможности. К сожалению, сегодня существует множество шарлатанов, которые злоупотребляют состоянием онкобольных и склоняют их к неэффективным нетрадиционным методам лечения, иногда весьма дорогостоящим. А время уходит, начинаются необратимые процессы! Поэтому очень важно, чтобы пациент находился под наблюдением не только врача, но и психолога, который всегда поддержит его.
«Главное – реже болеть»: люберчане про государственные и частные клиники>>
– Кто обращается в центр «О.П.О.Р.А.»?
– Чаще всего в наш центр приходят люди от 35 до 45 лет. Есть и пожилые – и с них нужно брать пример, так как они не унывают, выходят в ремиссию, проявляя социальную активность.
Мужчин в проекте очень мало. К сожалению, часто они остаются наедине со своей проблемой, и это приводит к суицидам. Нередко к нам приходят люди в состоянии глубокой депрессии. Высокий уровень тревожности порождает страхи, появляется защитный механизм – агрессия.
За три года мы провели более 400 консультаций. За это время только пять человек ушли в мир иной, причем трое из них обратились к нам уже на поздней стадиях болезни. В нашем проекте есть участники, которые с четвертой стадией рака живут много лет при поддерживающей химиотерапии.
– Насколько важен настрой пациента?
– Очень важен! Задача психолога – выстроить сессию так, чтобы онкопациенту захотелось открыться и быть искренним. Это поможет понять, что спровоцировало болезнь, а значит, повысится шанс победить ее.
Каждый случай уникален. Бывают самые разные повороты судьбы. Есть люди, пережившие травмирующие ситуации в детстве, позже вытесненные памятью. Есть и очень трагичные истории. И если за много лет человеку некому рассказать об этом, то появляется непроработанная обида в виде завуалированной злости, которая сжигает изнутри.
Самое главное – это желание пациента выздороветь. Если его нет, то эффективность лечения снижается в разы. А бывает и так, что родственники находится в большей растерянности, чем сам больной. С этим тоже необходимо работать.
Парашютист из Люберец: «Страх остается, если человек здоров и адекватен»>>
– Что еще делает центр «О.П.О.Р.А.»?
– Еще одна наша задача – психологическое просвещение. Всегда хорошо работает профилактика, но ведь многие обращаются к врачу с большим опозданием. То же самое с психологом, а ведь он занимается не только коррекцией психоэмоциональных состояний, но и развитием личности. Если у человека достаточно информации – он вооружен. Это дает ему возможность анализировать свое состояние и преодолевать трудности.
Просвещение необходимо. Мы часто сталкиваемся с тем, что онкопациенты начинают скрывать свой диагноз, «шифроваться», чтобы никто из близких и детей не узнал о болезни. Родители недооценивают ребенка. Он же видит, что с мамой что-то не так, это невозможно скрыть – особенно когда из-за химиотерапии выпадают волосы. Замалчивание не улучшает ситуацию, а лишь порождает тревожность и усиливает напряжение.
К раку относятся со страхом и подозрением. Большинство не понимает, как протекает болезнь, что происходит с организмом. Многие всерьез думают, что рак передается чуть ли не воздушно-капельным путем! Невежество смертельно опасно! Именно поэтому очень важно развенчивать закоренелые мифы и просвещать людей.