Скульптор из Люберец: «Скульптурные композиции – это центры притяжения людей»
Не так давно на улицах Люберец появились разнообразные скульптурные композиции, посвященные известным людям, жившим в городе, и важнейшим событиям, происходившим в нашей стране. Их автором является Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Рожников. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» встретилась с известным скульптором и выяснила, как рождаются идеи создания таких скульптур, и какие творческие планы он собирается реализовать в ближайшей перспективе.
Парк сказок в Томилине: бронзовые скульптуры и камень-ориентир>>
- Александр Александрович, расскажите, с чего начался Ваш творческий путь?
- Я рисую сколько себя помню. В 11 лет занял первое место в областном конкурсе детского рисунка, который проводила газета «Неделя». По условиям конкурса, нужно было нарисовать лесных животных, и я нарисовал оленей. Увидев в газете свой рисунок с подписью «Саша Рожников», обрадовался, конечно. Для меня это был первый опыт общественного признания.
А в 14 лет я слепил из снега во дворе своего дома льва. Он получился настолько реалистичным, что из ближайшего детсада приходили целые экскурсии на него посмотреть. Я был горд и счастлив. В старших классах школы оформлял стенгазету, а под Новый год с другими талантливыми одноклассниками расписывал стены спортивного зала.
Потом была армия, где я совмещал службу с художественным оформлением Ленинских комнат. Окончательное решение стать художником я принял в 1980 году, когда демобилизовался, а что бы сразу погрузиться в творческую среду устроился на работу на комбинат художественных работ по оформлению Москвы. Мне нравилось участвовать в художественном оформлении столицы. Даже довелось несколько раз участвовать в составе бригады в оформлении Красной площади. Да и учиться я собирался на художника-оформителя. Но случай круто изменил выбор специализации.
В художественное училище нужно было готовиться, а для этого посещать различные художественные студии. Конкурсной комиссии необходимо было предоставить свои творческие работы, которых у меня не было. Так, в поисках художественной студии для взрослых я пришел в Люберецкий ДК, где вела скульптурную студию замечательный скульптор Антонина Васильевна Кузнецова.
Она не просто увидела во мне перспективного художника, но и убедила оформительское направлени моего творчества заменить монументальным. Я поверил ей, поверил в себя и после упорной подготовки, но только со второго раза, в 1983 году, я поступил в знаменитую Строгановку. Первый раз я не добрал полбала. На отделение скульптуры брали всего пять человек, и конкурс был семь человек на место.
- Вы помните, какими были Ваши первые скульптурные работы?
- Первой работой стала портретная мемориальная доска Н. А. Горохову, директору школы, где я учился. Я сделал ее еще будучи студентом 4 курса, и висит она до сих пор.
После окончания учебы меня распределили на Московский областной комбинат художественный работ в Химках. Там я получил первый заказ – памятник Воинам-афганцам для города Кирова. Заказчиком проекта выступал городской комитет комсомола, и у меня было 2 года на его реализацию. К 1991 году работа была практически готова, оставалось только перевести ее из глины в металл. Но произошли события 1991 года, комсомольская организация перестала существовать, а не законченный памятник был безвозвратно утерян. Да что памятник, целая страна СССР перестала существовать.
Для скульпторов наступили тяжелые времена – заказов почти не было. Мне надо было кормить семью, поэтому я брался за любую работу, не связанную со скульптурой.
В 1993 году Совет ветеранов Великой Отечественной войны поселка Красково предложил мне изготовить памятник, посвященный Великой Победе. Мы долго решали с ветеранами, каким он должен быть. Я предложил свой вариант, сделал эскиз, который всем понравилось. Так родился памятник Воину-освободителю в Краскове.
Выставка кукол в Люберцах: фарфоровые красавицы и младенцы>>
- Сколько всего у Вас работ?
- На сегодняшний день моих работ по стране порядка 70. Только в родных Люберцах 12 композиций: мемориальная доска Н.А. Горохову на школе № 55, памятник воину-освободителю в Коренево, три композиции в парке сказок в Томилино, бюст первому авиаконструктору Черемухину в школе № 25, бюст главному маршалу авиации П.С. Кутахову в гимназии № 41, памятник Воинам-интернационалистам на Октябрьском проспекте, Воину-освободителю на пересечении улицы Власова и Октябрьского проспекта, памятник летчикам-истребителям «Трем Иванам» в гарнизоне, скульптурные композиции, посвященные группе «Любэ» в центре города и фильму «Начало» в Коренево.
А всего в Подмосковье установлено в разных городах и поселениях 38 моих произведений и география мест установки очень обширная. Памятник Кириллу и Мефодию в Коломне и памятник Екатерине Великой в Подольске, памятник П .И. Чайковскому в Клину и памятник детям военного времени в Щелковском районе.
Выставка «Я люблю тебя, Россия!»: ручная роспись и Есенин из пуха>>
- Откуда появилась идея создать скульптурные композиции, посвященные группе «Любэ» и фильму «Начало»?
- Это совершенно разные работы и поводы их создания тоже разные. Хотя их и объединяет одно понятие «городская скульптура». Идея создания скульптурной композиции, посвященной нашей прославленной группе «Любэ» появилась давно. С Николаем Расторгуевым мы знакомы еще с 90-х, а лет шесть назад, благодаря Главе Люберецкого района Владимиру Ружицкому эта идея обрела возможность реального воплощения. Пришло время и все случилось. Из двух вариантов, предложенных руководству района и депутатам была выбрана композиция «Дуся-агрегат», позже переименованная в более уместное название «Ребята с нашего двора». Кстати, на создание этой композиции ни рубля бюджетных средств потрачено не было. Деньги собрали Люберчане.
К нашему общему удовольствию Николай Расторгуев (после аргументированных уговоров) дал согласие на использование своего облика. Он несомненно звезда, но человек очень скромный. Он сначала категорически не хотел понимать, почему при жизни ему ставят памятник. Мне стоило не малых усилий убедить его, что это - не памятник, а инициатива людей таким способом увековечить любимую группу и он согласился.
Николай нашел в своем бешеном гастрольном графике время и приехал в Люберцы, чтобы утвердить работу в глине. Сказал, что приедет на 15 минут, а задержался больше, чем на 2 часа. У него было два замечания: он попросил поменять майку на футболку и сомневался насчет того, что он получился с открытым ртом. На что я сказал, что он певец, значит, рот открыт должен быть. К сожалению, он не смог приехать на открытие скульптурной композиции, но теперь, приезжая в Люберцы, заезжает к своему прототипу и фотографируется с бронзовым двойником.
Кстати, это пока единственная композиция, посвященная группе «Любэ» в России, но, уверен, что не последняя.
С Инной Михайловной Чуриковой немного другая история. Еще в детстве я слышал от родителей, что Чурикова жила в Коренево, и нашел ее воспоминания об этом. Прошлый год в России был объявлен годом Российского кино и у меня родилась идея создания скульптурной композиции по фильму Глеба Панфилова с ее участием «Начало». Для меня он памятный, мне было 10 лет, когда фильм вышел на экраны. И тогда меня очень впечатлила героиня Чуриковой, которая из фабричной девчонки стала актрисой.
Когда у меня был готов эскиз, я встретился с тогдашним главой Красково Владимиром Волковым. Он сразу поддержал идею, нашел спонсоров, определили место установки около Кореневского культурного центра. Место символическое. Именно там стоял сельский клуб, где Инна Михайловна ребенком увидела свой первый фильм.
Затем, собравшись с духом, я позвонил народной артистке СССР Инне Чуриковой и рассказал о проекте, пояснив, что эскиз и место готовы, финансирование есть. Нужно только ее благословение.
Когда мы с Владимиром Волковым приехали в театр Ленком и показали ей эскиз, она одобрила идею, хотя и сделала несколько небольших замечаний. По нашей просьбе Инна Михайловна написала пожелания жителям Коренево для размещения на скульптурной композиции.
Проект был реализован очень быстро. Идею мы обсудили с Волковым в конце января 2016 года, а 10 сентября уже установили скульптуру. Инна Михайловна Чурикова и ее супруг известный режиссер-постановщик Глеб Анатольевич Панфилов приехали на открытие. Они провели в Кореневе полдня, посетив и культурный центр и восстановленный храм.
Инна Чурикова на открытии памятника к фильму «Начало» в Люберцах>>
- Какие проекты остались пока нереализованными? Над чем сейчас работаете?
Сейчас в стадии отливки из бронзы находится композиция «Белка и Стрелка» для Томилинского парка сказок. Уже определено для нее место. По легенде, этих собачек нашли в Томилино. Именно на заводе «Звезда» для них были изготовлены скафандры и тележка, на которой животных закатывали в капсулу перед полетом.
Близится к завершению работа над памятным знаком журналистам. В этом году исполняется 60 лет областному союзу журналистов, и памятный знак будет символизировать именно подмосковное отделение российской организации.
Работа над композицией идет не просто. Профессия журналиста тяжелая и опасная. Хочется найти узнаваемый и, в то же время, оригинальный образ.
Сейчас заканчиваю второй вариант композиции. Первый вариант условно назывался «Сенсация». Создавая его, я руководствовался эмоциями. Чем занимается журналист? Поиском сенсации. Я вылепил парня с фотоаппаратом и газетой в руках. Но после первой презентации в журналистском сообществе получил очень много пожеланий, что заставило пересмотреть концепцию образа.
Пришлось отказаться от половой принадлежности журналиста – в подмосковных СМИ работают, как правило, женщины. Плюс ко всему надо было обозначить, что этот знак посвящен именно подмосковным журналистам. Родилась другая композиция, сейчас я ее дорабатываю. В конце мая, надеюсь, презентовать.
Есть идея поставить в Красково, где находятся картофельный институт и институт крахмалопродуктов, композицию, посвященную картошке. В Луховицах есть памятник огурцу, в Коломенском районе – луку, а мы хотели увековечить картошку, тем самым продолжить овощную тему юго-восточного направления. Но пока это только идея.
Также у меня есть большое желание поставить памятник Александру Барыкину, который жил в Люберцах. В этом году ему исполнилось бы 65 лет, а его хиту «Букет» – 30. В Люберцах недавно появилась улица Барыкина. Было бы хорошо поставить и памятник. Тут и придумывать ничего не надо – велосипед и Александр с букетом полевых цветов. Есть уже наброски. Окончательное решение за руководством города.
- Кто Ваши заказчики?
- В основном я выполняю государственные заказы, участвую в самых разнообразных творческих конкурсах. В прошлом году выиграл конкурс на создание памятника Любови Орловой в Звенигороде. Его установили. В том же году был открыт памятник кинорежиссеру Евгению Карелову в Подольске, где он жил и похоронен. Это произведение было создано исключительно по инициативе и поддержке главы г.о. Подольск Н. И. Пестова.
Бывают и частные заказы, это надгробия на престижных кладбищах. Например, на Троекуровском кладбище мной созданы надгробия последнему председателю КПСС О.С. Шенину, известному режиссеру Евгению Гинзбургу, на Люберецком кладбище надгробие первому главе Люберецкого района Ю. А. Козлову.
Памятники археологии в Люберцах: усадьбы и штаб-квартира Кутузова>>
- Городские скульптуры – новое слово в благоустройстве. Чем они так приглянулись?
- Действительно, городские скульптуры – это новинка для российских городов, но в Европе это давно устоявшееся явление, ставшее неотъемлемой частью городской среды. Они хороши тем, что максимально приближены к зрителю. Как правило и сюжет незатейливый, но совершенно конкретный, либо наоборот, некая абстрактная форма, но гармонично вписанная в пространство. К таким произведениям можно подойти сфотографироваться или присесть, ощутить себя рядом с великим человеком, на мгновение почувствовать себя его современником.
В прошлом году я видел, как мужчина сидел на скамейке со скульптурным Расторгуевым и говорил: «Николай, ну хоть тут с тобой посидеть можно, в жизни ведь не увижусь».
Видел в Instagram пост девочки, которая приглашала знакомую в гости, приезжай, говорит, у нас тут такой клевый памятник поставили Расторгуеву прямо под окном.
Меня в свое время поразили Прага и Будапешт, где скульптуры практически на каждом шагу. Они притягивают людей, вокруг них собираются зеваки. В какой-то момент я понял, что если у нас ставить такие же, то наши дети и внуки будут жить в новой образной среде и, несомненно, будут лучше и талантливее нас.
Интересно, что и мои скульптуры тоже «обрастают» своими традициями, а некоторые части композиций особенно притягивают людей. Если взять композицию, посвященную группе «Любэ», то у Дуси с внутренней части левая грудь уже натерта от объятий. И правая рука у Коли блестит, видимо, многие желают поздороваться. Мне рассказывали, что в Люберцах появилась такая примета у новобранцев. Перед отправкой в армию они должны потереть комбатовскую звезду у футболки, в которую одет Расторгуев, чтобы командир хороший попался. Говорят, помогает.
Вообще, то, что сделано из вечного материала, каким являются гранит, бронза, мрамор, не имеет права быть неинтересным, поскольку нельзя оставлять потомкам какие-то банальные вещи.
- Как бы Вы определили свое отношение к Люберцам?
- 30 лет назад мне и в голову не могло прийти, что на улице Смирновской, по которой я ходил сотни раз, появится композиция, сделанная моими руками.
Люберцы – мой родной город, с 1990-х годов с легкой руки безответственных журналистов он «прославился» как бандитский, но вместе с тем здесь родилось и выросло много знаменитых спортсменов, музыкантов, культурных деятелей, героев и просто тружеников, которых надо прославлять и оставить память о них потомкам, в том числе, и в скульптурных композициях.