Директор люберецкой школы: «Готовьте ребенка к первому классу с умом!»
Подготовка к первому классу – дело ответственное. Многие родители стараются еще в садике научить ребенка читать, писать и считать. Оказывается, все не так однозначно: добрые намерения не всегда приводят к хорошим результатам. О «подводных камнях» и подготовке к школе корреспонденту «РИАМО в Люберцах» рассказала директор люберецкой школы № 4 Ирина Маренкова.
В первый класс: как записаться в школу в Люберцах, Котельниках и Дзержинском>>
Сверяться ли с ФГОСами?
В системе образования очень давно существуют федеральные государственные образовательные стандарты – сокращенно ФГОСы. Они есть как у школ, так и у детских садиков. Они находятся в свободном доступе – можно зайти в интернет и в строке поисковика набрать «ФГОСы для выпускников детсадов» и ознакомиться с ними.
Однако внимательно изучать ФГОСы нужно только тем родителям, дети которых не ходили в детский сад. По этим стандартам можно проверить, готов ли ребенок к поступлению в первый класс и обучению в школе или нет.
Напомню, что зачисление детей в первый класс 2019–2020 учебного года осуществляется круглосуточно через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области. Записать ребенка можно самостоятельно в режиме онлайн, при необходимости стоит воспользоваться справкой на сайте.
Единый рейтинг школ Подмосковья‑2018>>
Разница между садиком и школой
Ведущая деятельность ребенка в детском саду – игровая, в ней нет требований, сроков и оценок. А вот в школе нужно успевать все «здесь и сейчас»: если не успел усвоить букву «А», то завтра не успеешь изучить букву «О» – и как снежный ком.
Обычно ребенку при переходе из детсада в школу не хватает концентрации, внимательности, усидчивости. Ведь, с одной стороны, уроки длятся долго – 45 минут, в течение которых первоклассник должен быть собран и сосредоточен. С другой стороны, время все равно ограничено – а значит, в изучении материала ученик должен успевать за учителем и сверстниками.
Родители должны понимать: психологическая подготовка гораздо важнее, чем умение читать и писать. Главное, чтобы к школе ребенок умел концентрировать свое внимание и повторять по образцу. Чем дольше ученик сможет смотреть на доску и учителя, при этом вникая в материал, тем больше он усвоит.
Еще один важный навык – умение ориентироваться на листе, то есть понимать, где середина, верх и низ тетради.
А уж высший пилотаж – понимать, что значит отступить четыре клеточки вбок или две строчки вниз. Так что тренируйтесь!
Кстати, могу порекомендовать играть с будущим первоклассником в настольные игры – они развивают мышление, логику, память, а также умение ориентироваться на листе – в данном случае на игровом поле. В какой-то мере и компьютерные игры помогают сформировать навык концентрировать внимание, но все хорошо в меру.
Сколько стоит собрать ребенка в школу в Люберцах>>
Учить читать нужно правильно
Один из главных камней преткновения: большинство родителей пытаются к первому классу научить ребенка читать, писать и считать. Но эти, безусловно, благие намерения не всегда приносят хорошие плоды.
Если родители или бабушки-дедушки научат ребенка читать неправильно, то в школе ему будет непросто, в том числе и с письмом. Есть специальные методики обучения чтению, которые используются в школе. Например, начинают с первых трех гласных, к которым присоединяют согласные и формируют слоги, и только потом уже прочитывают слово целиком.
Есть и важный психологический момент: начать читать для ребенка – стресс, это как будто переход в другую плоскость восприятия информации, это тяжело и непривычно. И здесь помогут именно специальные методики, которые применяются в учебных заведениях.
Кроме того, у некоторых ребят мозг устроен немного иначе, и они начинают учиться читать с согласных, к которым присоединяют гласные. Для таких деток предусмотрены другие буквари.
Как подготовить первоклассника к школе: сборы и репетиция уроков>>
Когда вести ребенка к логопеду
Работа с дефектами речи – это отдельная история. Тут родителям нужно быть внимательными к своему ребенку. Если в 5-6 лет у него явные проблемы со звуками, если он не выговаривает буквы «Р» или «Ш», шепелявит или картавит, то его надо отвести к логопеду.
В Люберцах есть комиссия по психологическо-педагогической, медицинской и социальной помощи. Она расположена по адресу: улица Гагарина, дом 22. Специалисты там очень качественно работают, уровень профессионализма логопедов-дефектологов высокий. Не нужно расстраиваться, если после осмотра комиссия определит ребенка в логопедический садик – напротив, это прекрасный шанс «подтянуть» все проблемные моменты и прийти в школу в отличной форме!
Хочу заметить, что сейчас довольно много детей, которые не слышат звук «Й». Соответственно, в школе у них будут сложности с мягким и твердым знаками. Они как слышат – так и будут писать, и это реальная проблема. Не всякий родитель это заметит, так что каждого ребенка стоит заранее сводить к логопеду.
Где в Люберцах купить школьную форму>>
Никакой зубрежки!
Нередко у первоклассников возникает еще одна проблема: он неправильно пишет различные слова. А все дело в том, что каждый родитель привык понимать своего ребенка, даже когда он говорит невнятно или неправильно. А в итоге возникают сложности в школе! Так что советую всегда мягко и доброжелательно поправлять ребенка, если он ошибается, и объяснять ему, как правильно.
Нередко родители желают, чтобы их ребенок был впереди всего класса, и прибегают к откровенно странным «трюкам». Например, они просто заставляют выучить счет до 100 и вызубрить сложные слова, а иногда и слова на иностранном языке. Сказали что-то, скажем, на английском, попросили повторить – ребенок сути не понял, но повторил, причем иногда с ошибкой. Самый главный минус зубрежки – будущий первоклассник не понял основу, принцип, не понял, зачем он это выучил.
Конечно, потом родители расстраиваются, когда узнают от учителя, что у их ребенка что-то не получается. Они начинают ругать его или сравнивать с другими детьми – это в корне неверно, тем более, если они сами использовали неверные методики обучения.
Пять золотых советов родителям
Каждый родитель счастлив, если его ребенок умеет считать до 10 на английском языке, но редко кто задумывается научить его ухаживать за собой. Между тем, это частая проблема для первоклашек! Застегнуть курточку, завязать шнурки, вытереть нос, помыть руки после туалета... Такие простые вещи, а дети зачастую не умеют их делать! Ходить за каждым учитель не может физически – у него 30 человек в классе. Так что первый совет родителям – учите ребенка ухаживать за собой.
Второй совет: перед школой покажите ребенка психологу. Это поможет выявить особенности его характера и развития, понять, готов ли он к новой среде обитания, к новым знаниям, к новым трудностям. Кроме того, психолог даст много полезных рекомендаций, которые сделают процесс адаптации более простым и эффективным.
Третий совет касается детей-левшей и амбидекстеров – то есть тех, кто одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой. Не нужно переучивать малыша держать ручку только в правой руке! Это только навредит. Очень рекомендую отдать такого ребенка на уроки фортепиано, чтобы развивались обе руки.
Четвертый совет: сделайте поступление в первый класс праздником для ребенка! Готовьтесь заранее, расскажите о предстоящем торжестве – особенно малышам нравится парадная одежда и цветы, воздушные шарики. А вечером в День знаний можно устроить дома посиделки с тортом и чаем. И ведь это действительно большой праздник – в школу приходит новый ученик!
Наконец, пятый совет: постарайтесь взять на работе отпуск, чтобы хотя бы первый месяц встречать первоклассника из школы.
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и был замотивирован постоянно узнавать что-то новое.
Общайтесь с ним, спрашивайте, как дела, что нового он узнал, с какими ребятами познакомился, что ему нравится и что не нравится. Главное, делать это на уровне ребенка – так, чтобы ваши глаза смотрели в его глаза.