Кинолог из Люберец о своей работе, воспитании собак и поиске взрывчатки

Кинолог из Люберец о своей работе, воспитании собак и поиске взрывчатки
Люди

С детства старший лейтенант полиции, инспектор-кинолог по обнаружению взрывчатых веществ и устройств МУ МВД России «Люберецкое» Кристина знала, что будет работать в полиции. Но она никогда не думала, что ей предстоит вместе с собакой разыскивать взрывчатку в торговых центрах и школах. О тонкостях своей работы она рассказала корреспонденту «РИАМО в Люберцах».

Советы полицейских: как выявить подпольную нарколабораторию>>

Потомственный полицейский

Кристина родилась и выросла в Люберцах. Ее дедушка, бабушка и папа работали в МВД, поэтому с детства она впитала любовь к профессии полицейского. Получила образование в юридическом колледже, сейчас учится в университете МВД.

«В душе я как мальчишка, такой уж характер. Я всегда знала, что пойду работать в правоохранительные органы. Как пришла сюда в 18 лет – так и работаю с удовольствием до сих пор. Общий стаж у меня 12 лет. Я успела поработать в ППС, в дежурной части, в медвытрезвителе. Потом в какой-то момент решила, что хочу попробовать поработать с собаками. В 2013 году мне было предложено стать кинологом, и я согласилась», – вспоминает Кристина.

Когда она поступила на кинологическую службу, ей дали на воспитание щенка овчарки. Они с ним прошли обучение в специальном учебном центре.

«Обучали не только собаку, но и меня. Я фактически жила тут с моим питомцем – его нельзя было бросить и уйти домой, прямо как с маленьким ребенком. С ним нужно быть постоянно рядом, чтобы он привыкал к тебе, любил тебя», – рассказывает Кристина.

И добавляет, что дома у нее, конечно, тоже есть собака, но она – скорее любимец детей.

«Муж и дети очень гордятся мной и моей работой. Но я особо не рассказываю им о службе, не вдаюсь в подробности, чтобы они не переживали», – отмечает Кристина.

Полицейский Денис Камалетдинов: «Я – патриот, служу на благо страны и людей»>>

Питомник и его питомцы

Щенков служебных собак разводят в кинологических центрах в Рузе и Дубне и распределяют по управлениям полиции всего Подмосковья.

«Ранее к нам на работу могли попасть даже дворняжки, сейчас очень жесткий отбор собак, только лучшие из лучших. Был у нас сотрудник, который проработал 31 год, и у него была дворняжка, занимавшая призовые места на соревнованиях различных уровней. Но лично я – фанат овчарок. В кинологической службе в основном овчарки и ротвейлеры. Ротвейлеры работают в ППС и в розыске, есть один ротвейлер и для поиска взрывчатки», – рассказывает Кристина.

Между собой собаки дружат, но не все: есть псы с характером, которые могут и подраться. Сукам проще работать в паре с мужчиной-кинологом, а кобелям, наоборот, с женщиной. В работе же суки и кобели абсолютно одинаковы – тут зависит только от того, как их воспитали.

«У меня была напарница, и мы с ней постоянно воевали: она хотела быть главной в паре. Что касается выбора четвероногого напарника, выбираем кому кто больше нравится из прошедших отбор на службу. Кому-то по душе активные собаки, кому-то пассивные», – рассказывает кинолог.

Многих интересует, отвлекаются ли служебные собаки на кошек. Розыскные на них вообще не реагируют, остальные же по-разному, в зависимости от характера. Но собак с детства воспитывают вместе с кошками – те спокойно ходят по питомнику.

«В Московской области зачастую устраивают конкурсы и соревнования для специалистов –кинологов МВД, в которых мы с удовольствием принимаем участие», – рассказывает Кристина.

Догхантеры в Люберцах: опасность для бродячих и домашних собак>>

Счастливая жизнь

В виде поощрения пес Кристины любит игру с мячом – так называемые апортики. И, конечно, все собаки любят лакомства, которыми их и поощряют.

«Обычно имена служебным собакам дает заводчик. Моего пса официально по документам зовут Сумрак, но мы его зовем Шухер – он хорошо реагирует на это имя. Имя должно быть звучным, чтобы собака его слышала», – добавляет Кристина.

Кристина рассказывает, что собаки хорошо живут в питомнике. Они едят сухой корм премиум-класса, периодически кинологи покупают питомцам кости и другие «вкусняшки». Кроме того, им регулярно под контролем ветеринаров дают витамины. У питомника заключен договор с ветеринарной клиникой, где собаки раз в полгода обследуются – у них берут анализы, делают все необходимые прививки.

У каждой собаки свой вольер размером два на три метра. В его задней части находится утепленная часть – зимник с будкой, который закрывается летом.

«Возраст собаки, после которого она уходит на заслуженный отдых, 10–12 лет. В 10 лет мы начинаем наблюдать за состоянием животного. Сейчас у нас есть пес такого возраста, он болеет, у него начинается аллергия, и мы уже не берем его на задания – он пенсионер. Собаки на пенсии продолжают жить в центре или же кинологи распределяют их по родственникам и знакомым», – поясняет Кристина.

Следователь из Люберец: «Все дела можно раскрыть!»>>

Рабочий день

В Центре кинологической службы несут службу 9 кинологов. Они занимаются розыском преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, а также работают с собаками, натренированными на поиск взрывчатых веществ. Также есть специалисты в ППС и в изоляторе временного содержания.

В целях профилактики кинологи осуществляют выезды для обследования мест проведения массовых мероприятий – школ, торговых центров, парков.

«Кинологи заступают на суточное дежурство. У собак нет определенного режима, но это и не нужно: если она привыкает, то уже не будет работать в другое время. Поэтому у нас все постоянно меняется. Каждый день – разный режим, и для собаки это большой плюс. Мы можем пойти погулять в город ночью или рано-рано утром, чтобы животное понимало, что работать можно в любое время суток», – говорит Кристина.

Тренировки со служебными собаками проходят каждый день, в разное время суток, при любых погодных условиях на территории городского округа Люберцы. Также занятия проводятся на территории МУ МВД России «Люберецкое» – там имеется отличная площадка для занятий с собаками, где мы поднимаем физическую выносливость своих четвероногих друзей.

Посторонние запахи бензина и краски служебным собакам не помеха. С ними проводят специальные занятия в гаражах, на мойках и других местах с отвлекающими факторами, чтобы псы привыкали к запахам и шуму города, скоплению людей.

Криминалист из Люберец: «Улики на месте преступления есть всегда»>>

«Проверяем каждый уголок»

«На каждый телефонный звонок о якобы заложенной бомбе мы реагируем – выезжаем на место. Особенно часто приходится осматривать торговые центры. В прошлом году был день, когда за рабочие сутки нам пришлось осмотреть несколько объектов: две школы, детский сад, Таможенную академию, два больших торговых центра. Это был настоящий аврал для собак и кинологов! Под вечер и мы, и собаки были еле живые», – вспоминает Кристина.

Приехав на объект, кинологи с собаками проверяют каждый уголок. Для удобства здание делят на секторы: парковка, склады, этажи и так далее.

«Собака – не 100% показатель, больше работаем мы, кинологи. Собака работает полчаса, а потом ей нужен перерыв. Поэтому чтобы не мучить собаку, чтобы она не уставала, мы вначале сами внимательно осматриваем помещение. Если находим какие-то признаки взрывного устройства, то пускаем собаку», – говорит Кристина.

По ее словам, у опытных собак поиск взрывчатки уже находится на уровне рефлекса, и они даже во время прогулки могут параллельно искать ее.

«Когда мы выходим с собаками в парк для тренировки, дети иногда забавно реагируют на служебных собак – будто никогда их не видели. И всегда спрашивают: «Как зовут? Мухтар?» – улыбается Кристина.