«На первой встрече приемная дочка закрыла руками ушки и зажмурила глазки»
1 июня отмечается один из самых светлых и радостных праздников – День защиты детей. Но грустно то, что в детских домах в России находятся тысячи малышей и подростков, которые очень ждут своих родителей. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» пообщалась с Марией Лариной, которая стала мамой двух приемных детишек.
– Мария, расскажите о своей семье. Почему вы переехали в Люберцы?
– Я – журналист, мой супруг Александр – программист. В Люберцы переехали совершенно осознанно: мы хотели жить в красивом комфортном месте недалеко от Москвы. Поэтому наш выбор пал на Люберцы.
– Вы стали мамой двух приемных детей. Почему приняли такое решение?
– Мы с мужем вместе уже десять лет, и всю совместную жизнь мы знали, что у нас будут приемные дети.
Лично я приняла такое решение очень давно. Когда училась на педагога, попала на практику в детский дом – хороший, можно даже сказать образцовый. Но именно там очень быстро понимаешь, что каким бы замечательным ни был детдом, дети должны жить в семье, с мамой и папой.
Когда мы обсудили это с мужем, оказалось, что наши взгляды совершенно совпадают. Мы думали, обсуждали возможности и много учились.
Ведь взять ребенка в семью – это вопрос серьезный.
Сейчас у нас двое замечательных деток, мамина и папина радость – двухлетняя Аришка и трехлетний Кирюшка.
Елена Канчели: «Детям надо обеспечить счастливое детство»>>
– Тяжело было собирать документы?
– Список документов закрытый, так что ничего лишнего от вас никто не потребует. Быть родителем – это сложная, ответственная и очень важная работа. Так что можно считать, что сбор документов – это некий крошечный экзамен на вашем пути, который вы обязаны пройти.
Обязательно нужно серьезно отнестись к школе приемных родителей, так как необходимо знать хотя бы основы детской психологии и медицины, услышать примеры и рассказы об адаптации.
Когда вы ждете рождения ребенка, то готовитесь к этому девять месяцев. Малыш похож на вас, он пахнет как вы, он перенимает ваши привычки, словечки. Когда же в ваш дом приходит приемный ребенок, он уже сложившийся человечек со своими печалями и радостями, и вы должны это принимать и уважать.
– Это действительно сложная работа. Вам помогали?
– Конечно, все было бы сложнее, если бы не поддержка службы опеки.
Впервые мы встретились с сотрудниками Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино, когда пришли туда с заявлением о том, что хотим стать усыновителями. Ужасно волновались, переживали – думаю, все эти чувства были написаны у нас на лицах.
Но все волнение стало проходить, как только мы поговорили с чудесной девушкой, которая занимается этими вопросами – Олесей Михайловной Дыдыкало. Спокойная, выдержанная, вежливая, просто потрясающего такта и доброты человек – и при этом отличный профессионал!
До этого момента я даже не задумывалась, насколько ценно человеческое отношение в подобных вопросах.
Будучи журналистом, я сотни раз встречалась с людьми, занимающими различные должности, в том числе и с сотрудниками отдела опеки и попечительства. Но впервые увидела эту ситуацию изнутри.
Олеся Михайловна буквально «держала руку на пульсе», объясняла нам, что мы еще должны сделать, звонила и спрашивала, как продвигаются дела. Мы с супругом постоянно чувствовали ее личную заинтересованность, а это дорогого стоит. А когда муж позвонил Олесе Михайловне и сказал, что в четверг мы забираем малышей, она так обрадовалась, как радовались за нас только самые близкие друзья.
Я не знаю, что это – призвание, профессионализм или просто внутренний такт и воспитание. Но нам с опекой очень повезло! А сейчас у нас такой же внимательный, умный, терпеливый куратор – Наталья Владимировна Парамонова. И я бесконечно благодарна начальнику управления Виктории Николаевне Балаховской за то, что ей удалось собрать такой замечательный коллектив.
– Как вы нашли своих малышей?
– Каждый человек сам принимает решение, как именно будет искать ребенка. Кто-то знакомится с десятками детишек, а кто-то едет на край света за своим единственным малышом.
Про себя мы знали, что первый малыш, с которым мы лично познакомимся, и будет наш. Но сначала думали, что хотим ребенка постарше и одного. А потом я увидела в базе наших малышей и «пропала». Ни о ком другом думать даже не могла.
Двое – братик и сестричка. У обоих серьезные диагнозы. Они находились в специализированном детском доме для детей-инвалидов. Но нас это не остановило. Мы взяли направление, параллельно я узнавала, где найти хорошего детского кардиолога, как выбрать логопеда.
– Как прошла первая встреча?
– Кирюша сразу выбрал себе папу. На встрече было четкое ощущение, что трехлетний малыш как будто прошел школу приемных детей. Потому что он тихо-тихо, видимо, чтобы не «спугнуть» родителя, катил в его сторону детскую карету и понемногу продвигался следом за ней. Через десять минут они уже играли, а через час Кир спросил напрямую: «Папа?» Вообще, он очень серьезный, вежливый, тактичный и умный трехлетний человек.
С Аришкой было сложнее: она закрыла руками ушки, зажмурила глазки и хотела, чтобы все это скорее закончилось.
И все, что я чувствовала, – это какая-то бесконечная жалость к ней. Я сидела рядом и шептала ей что-то. Уже потом мы прочитали в заключении врачей, что малышка «своего имени не знает, речи не понимает». Более того, специалисты даже сомневались, будет ли она когда-нибудь говорить.
Проблемы многодетной семьи: 7 детей, 32 «квадрата», 100 тысяч в месяц>>
– Как проходило привыкание друг к другу? Дети называют вас мамой и папой?
– Из всей семьи серьезная адаптация была только у меня. Причем не к детям, а почему-то к папе. Мне казалось, что он все делает не так, а он только успокаивал меня и поддерживал.
Дети сразу вошли в нашу семью – словно они были с нами всегда. Но настоящей семьей мы почувствовали себя на седьмой день, когда утром наша маленькая Царевна-Несмеяна, которая шесть дней буквально просидела, сжавшись в комочек, и почти не желала общаться, вдруг с утра открыла глазки и бросилась к нам с криком: «Мама! Папа!»
Сейчас Ариша – красавица-хохотушка. Она болтает без умолку, повторяет за нами даже очень сложные слова, озорничает и нежничает с нами. А я вся млею, когда она берет в ладошки мое лицо и нежно говорит: «Мамика заинька, ягодка».
– Обиды у детей не было?
– Кирюша только спустя два месяца высказал мне все свои обиды: «Я ждал, ждал, долго-долго, а ты не шла». Дело в том, что он считает, что я и есть та самая мама, которая когда-то была у него. И это мой крест, потому что с биологическими родителями ему очень не повезло.
Мой малыш весь, с головы до ног, покрыт шрамами и ожогами от сигарет. Он недоверчив и не умеет смеяться, только улыбается. Так что у него есть все причины не доверять взрослым.
Наша главная цель – сделать все, чтобы Кирюша понял, что он в безопасности. И мне кажется, что в день, когда я услышу его смех, я стану самой счастливой мамой в мире!
– Хотели бы усыновить еще ребенка?
– Да! Дети не должны жить в детских домах. У каждого ребенка, большого или маленького, должна быть семья.
Я часто слышу разговоры о том, что подросткам-сиротам уже не нужны родители. Не верьте, нужны! Нужны – чтобы ребенок увидел, как должна жить нормальная семья, какими должны быть отношения родителей с детьми. Еще ребятам очень нужен кто-то, кто пусть поругает и даже накажет, но потом обязательно поймет и простит. Потому что это и значит быть родителем.
Психологи о детской агрессии, буллинге и стрельбе в школах>>
– Какие советы вы дадите тем, кто хочет стать приемными родителями?
– Серьезно подготовьтесь финансово. Ребенок – это дорого. Когда вы беременны и ждете малыша, все родственники ждут вместе с вами, и частенько к моменту родов ваш шкаф уже ломится от пеленок-распашонок. Но приемным родителям же чаще всего приходится полагаться только на себя.
Мы в первый же месяц только на мебель и одежду потратили больше 100 тысяч рублей. Например, купили Киру кроватку за 15 тысяч – она мне понравилась, большая и красивая, а сын на ней спать не может. И что делать? Купили другую.
Относитесь серьезно ко всему, что вам говорят опытные специалисты. Приемный ребенок – это не только счастье материнства, но и серьезная работа. Важна ответственность: вы полностью ответственны за свое решение, за детей, за себя.
Не ругайтесь, когда узнаете, что вам нужно встретиться с ребенком десяток раз. Помните, что выбираете не только вы, – ребенок тоже выбирает. И он совершенно не обязан влюбляться в вас с первого взгляда. Дайте ему возможность узнать вас.
И главный совет – не бойтесь, у вас все получится!