Школа «Соробан» в Люберцах: невидимые счеты и ментальная арифметика
Система устного счета «Соробан» появилась в 2013 году и уже успела стать популярной. Многие удивлены и впечатлены тем, как дети запросто умножают в уме трехзначные числа. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» побывала в люберецкой школе «Соробан» и узнала, как проходит обучение и почему каждый ребенок может научиться молниеносно решать примеры.
Психолог про специфику флешмобов в интернете и защиту подростков>>
Что такое «Соробан»
Школа «Соробан» – это система устного счета, которая позволяет человеку решать в уме сложные примеры, причем без использования каких-либо счетных средств. Первая такая школа открылась в 2013 году в Днепропетровске на Украине.
Разработчик уникальной методики – Юрий Новоселов. В Турции он увидел ребенка, который моментально перемножал в уме большие числа, используя ментальную арифметику. Новоселов решил адаптировать данный метод, потому что курс был длительный и изнуряющий. Так появилась система «Соробан», быстро ставшая популярной.
Все школы «Соробан» – франшизные. Они открыты по всей России, а также в пяти других странах мира.
Интернет‑зависимость: как помочь «зависающему» в соцсетях ребенку>>
Волшебные счеты
Дети учатся считать на обычных счетах. Сначала их учат считать единицы, потом десятки и сотни. После этого ребята учатся считать на «волшебных» счетах – воображаемых. Для этого нужно представить планку, которая будет нолем. Если отметить пальцами одну косточку вверх – получится плюс один, а при вычитании нужно переместить одну невидимую косточку вниз.
У всех детей разные счеты: кто-то представляет большие, кто-то – маленькие, цветные или с загорающимися лампочками, а кто-то – самые обычные счеты, которые по-японски называются «соробан» – кому как удобнее. Главное при работе с невидимыми счетами – быть сконцентрированным. Если ты пропустил одну цифру – «потерял косточку», то решишь пример неверно.
В системе «Соробан» помимо обычных и невидимых счетов используются и напольные. На них тот же принцип: линия (планка) – это ноль, одна косточка над планкой – пять, четыре косточки под планкой – каждая соответствует единице.
«Здесь необходимо сначала думать, а потом ставить ногу на нужную косточку. В начале обучения дети с удовольствием считают на напольных счетах – это активная часть урока, у каждого свой рядочек с косточками. Когда далее начинаем изучать двузначные и трехзначные числа, то на эти счеты можно поставить двух-трех учеников: один показывает единицы, второй – десятки, третий – сотни, у каждого свой ряд. Это командная игра, где результат зависит от каждого», – отметила директор школы «Соробан» в Люберцах Любовь Ситдикова.
Детская деревня – SOS Томилино: «Мы создаем счастливые семьи»>>
Почти как каратисты
Обучение в школе «Соробан» длится два года. Есть градация уровней подготовки, напоминающая систему выдачи поясов в карате. За каждый уровень дети получают браслет определенного цвета, начиная с белого. Чтобы получить следующий браслет, студент должен сдать экзамен.
На втором году обучения начинают проходить умножение. Числа становятся все более сложными и большими, при этом тренер учит детей не пользоваться таблицей умножения.
Дети ежедневно занимаются дома – выполняют домашнее задание через программу, разработанную специально для школы «Соробан». В ней задается разная скорость и количество действий в примерах, а также то, какими будут числа – однозначными, двузначными или трехзначными.
Тренер проверяет прогресс, а если кто-то отстает, то назначает дополнительные уроки и помогает наверстать упущенное. Педагоги стараются поднять уровень каждого ребенка, «пробить потолок» возможностей.
Иппотерапия в Котельниках: как лошади помогают «выйти» из диагноза>>
Студенты и педагоги
В люберецкую школу «Соробан» принимаются дети от 5 до 11-12 лет. Группы небольшие – по 5-6 человек. Это большой плюс: тренер может уделять внимание каждому ребенку, следить за его уровнем. Занятия длятся полтора часа – два урока по 45 минут для старшей группы и по 30 минут для младшей группы с перерывом на чаепитие.
«Сейчас в школе занимается порядка 14 человек. Еще около 10 записались и начнут занятия в ноябре. Набор студентов проводится каждый месяц, можно зарегистрироваться на сайте или прийти непосредственно в школу», – рассказала Любовь Ситдикова.
В начале, середине и конце учебного года проводятся бесплатные промоуроки. На них ребята могут посмотреть, как проходит процесс обучения, а родители – оценить эффективность занятий и пообщаться с педагогом.
В школе могут заниматься дети с аутизмом. Если они не хотят, то могут сначала даже не говорить с тренером, а просто показывать результат на пальцах. Детей с особенностями развития здесь учат контактировать со взрослыми и сверстниками. И ребята, которые ни с кем не разговаривали, кроме семьи, начинают общаться с тренером и другими студентами, вместе с ними пить чай на переменах.
Педагоги проходят довольно жесткий предварительный отбор. Попасть в школу непросто: отбор и сертификация проходят в течение нескольких месяцев.
Всю интересующую информацию о наборе в группы, днях проведения занятий и расценках можно узнать на сайте.
Как подготовиться к ЕГЭ в Люберцах>>
Дети и родители о школе «Соробан» в Люберцах
Яна Рожко, мама студента:
«Мой ребенок – гуманитарий. Но развиваться дети должны всесторонне. Мама увидела в какой-то программе видеоролик, где ребята складывали в уме сложные числа, и я решила попробовать привести сына в эту школу.
Сын ходит в школу «Соробан» в Люберцах с начала октября. Пока каких-то конкретных математических успехов нет – прошло слишком мало времени. Но мне нравится, что сын стал усидчивее и внимательнее, научился концентрироваться. Ему и самому нравится, он с удовольствием посещает занятия. В любую погоду ходим на уроки!
Я не ставлю перед сыном задачи стать математическим гением, вундеркиндом. Для меня важно, чтобы он развил в себе усидчивость. Если он при этом действительно научится быстро считать, то я буду этому очень рада.
Родители не присутствуют на занятиях, потому что другие дети могут стесняться, но нам примерно показывали, что они делают. Педагог очень вежливый и культурный. Здесь ты не должен просто сидеть и слушать материал – занятия проходят в игровой форме. Я сомневаюсь, что в российских общеобразовательных школах будут так здорово преподавать».
Детская агрессия: как распознать и что делать родителям>>
Егор Антонников, 10 лет:
«Дедушка привил мне любовь к математике, так как занимался со мной еще в раннем детстве. Мне до сих пор нравятся точные науки, и один из моих любимых школьных предметов – математика. Мне нравится решать примеры и задачи, а потом проверять, насколько правильно я решил.
Я занимаюсь во множестве разных кружков, мне это нравится, я не устаю. В школе «Соробан» я повышаю свой уровень. Хожу раз в неделю, по воскресеньям. И после занятий даже чувствую себя отдохнувшим!
Когда я пришел на первое занятие в школу «Соробан», то сначала ничего не понял. Но к концу урока уже усвоил основные принципы.
Из всех видов счетов мне нравятся напольные, они самые легкие. Я хочу научиться считать быстро, особенно на «волшебных» счетах – при счете на них нужно сосредоточиться. В школе «Соробан» мне интересно».
Анна Королева, 9 лет:
«У меня иногда бывает плохо с математикой, примеры не даются. Бабушка увидела объявление в интернете и предложила сходить в школу «Соробан». Мы пришли, посмотрели, как проходят занятия, нам понравилось, записались.
Я хожу в школу уже две недели. Самое легкое на занятиях – считать на полу, на специальных счетах. Самое сложное – считать в уме, на «волшебных счетах». Но я хочу отметить, что за две недели занятий мне стала легче даваться математика в школе.
Если я вырасту и буду работать в магазине, то смогу все считать без калькулятора. У меня конкретные цели на будущее».