«Вечный проект»: когда начнется долгожданное строительство ТПУ «Люберцы‑1»
Построить современный транспортно-пересадочный узел на железнодорожной станции Люберцы-1 планируют уже давно. В 2015 году был разработан проект, но до сих пор нет никаких изменений, хотя жители их очень ждут. Как сейчас обстоят дела, читайте в материале «РИАМО в Люберцах».
Транспортная ситуация в Люберцах: жалобы, обещания и новые маршруты>>
«Устали от беспорядочной торговли!»
Пенсионерка Алевтина Матвеева живет в Люберцах почти 55 лет – юной девушкой она переехала сюда после замужества. Матвеева застала и разруху девяностых, и засилье палаток и торговцев импортным товаром в нулевые. По словам пенсионерки, территория вокруг станции Люберцы-1 и с северной, и с южной стороны выглядит неприглядно.
«Очень грязно, очень! И по переходу идти страшно – темновато. Палаток много, торговцев немерено, будто и не 2021 год на дворе», – сетует Матвеева.
Такого же мнения придерживается ее сын Александр. Он считает, что торговые палатки надо снести, а вот рынок оставить и облагородить – там продают «хорошие овощи и клубнику – только там беру».
«Была девчонкой – вещи тут покупала, косметику. Сейчас, конечно, эти «торговые ряды» возле станции с двух сторон – бельмо на глазу. Выглядит ужасно и сильно портит облик города, мы устали от беспорядочной торговли», – делится люберчанка Анна Поташова.
Горожане с нетерпением ждут изменений. Многие считают, что в XXI веке не должно быть грязных и обшарпанных торговых павильонов и рыночных палаток.
Активисты создали Instagram-аккаунт «ТПУ Люберцы-1», в котором делятся фотографиями и видеозаписями того, как сейчас выглядит прилегающая к станции территория. Также там обсуждают актуальные проблемы данного места.
«Делают крюк, проезжают остановку»: транспортная доступность ЖК в Мотякове>>
Разработка концепции и проект планировки
В 2015 году АО «Интегрированные транспортные системы» разработали архитектурно-градостроительную концепцию, положенную в основу проекта планировки территории возле станции. Причем тогда для расчета прогнозировали, что максимальный суточный пассажиропоток составляет 40950 пассажиров на посадку и 44910 пассажиров на высадку.
Тогда проект развития ТПУ предусматривал строительство двух зданий для обслуживания пассажиров и пяти многофункциональных центров, а также формирование привокзальной площади и участка улицы Августовская.
В том проекте были интересные идеи: продлить подземный пешеходный переход под путями через улицу Инициативная и связать надземным пешеходным переходом платформы со зданием обслуживания пассажиров. Также там должны были разместиться плоскостные и многоуровневые автостоянки.
Помимо этого, планировалось построить еще одну платформу при реконструкции пятого и шестого главных путей Рязанского направления Московской железной дороги.
Авторы концепции предложили сформировать фасады здания обслуживания пассажиров из простых геометрических форм, выполнить их из навесных сэндвич-панелей и облицевать декоративными металлическими кассетами.
В 2016 году на сайте администрации Люберец сообщалось, что «новый ТПУ «Люберцы-1» станет сервисным центром для электричек, автобусов, маршрутных такси, а также для легкорельсового транспорта». При этом проект планировки предусматривал прохождение этой линии с запада от путепровода через железнодорожные пути.
В 2019 году появилась информация, что площадь ТПУ увеличивалась с 22 до 25 гектаров. В комитете по архитектуре и градостроительству Московской области сообщили, что площадь здания по обслуживанию пассажиров составит 33 тысячи квадратных метров, многофункциональных центров – 160 тысяч квадратных метров, а также должно появиться более 1,5 тысячи машиномест.
Замминистра Середнев о транспортном обслуживании микрорайона Самолет>>
Постановление правительства
Постановление правительства Московской области № 1079/44 от 30 декабря 2020 года внесло небольшие изменения в утвержденный в 2016 году проект планировки ТПУ. Они не затронули ничего существенного, кроме преобразования города Люберцы и Люберецкого района в городской округ Люберцы.
Согласно документу, территория участка под размещение ТПУ ограничена с севера улицей Инициативной и территорией Люберецкого кладбища, с юга – улицей Волковской, с востока – промзоной «Инициативная», а с запада – Комсомольским проспектом.
Также в документе приведены подробные чертежи и схемы строительства ТПУ «Люберцы-1».
Люберцы – Москва: новые маршруты, транспорт и цены>>
Объявление конкурса
В марте 2021 года по время прямого эфира на телеканале ЛРТ на просьбу жительницы привести территорию возле станции в порядок глава Люберец Владимир Ружицкий ответил, что готовится конкурсная документация. Он сообщил, что летом объявят конкурс, а после нахождения инвестора начнется строительство.
Затем 21 мая команда управленцев из Люберец в рамках программы развития ВЭБ.РФ и московской школы управления «Сколково» на промежуточной аттестации презентовала проект по созданию центра инновационного развития. Тогда Ружицкий отметил, что «реконструкция станции Люберцы-1 – это основной момент, который обеспечит надежность и комфортность пассажиров».
По словам главы, этот проект – узловой, соединяющий не только железнодорожные и автомобильные потоки, но и южную и северную части города Люберцы. Помимо названных ранее объектов, на территории ТПУ появятся гостиничный комплекс и зоны современного городского ритейла.
Власти ожидают, что реализация проекта позволит создать 9 тысяч новых рабочих мест в Люберцах, а также привлечет порядка 400 миллионов рублей ежегодных налоговых доходов в бюджет Московской области.
Портал «РИАМО в Люберцах» продолжит следить за ситуацией со строительством ТПУ «Люберцы-1».