Люберецкое НПП «Звезда»: скафандр для Юрия Гагарина и современные разработки
Этому предприятию действительно есть чем гордиться. В его скафандре впервые полетел в космос Юрий Гагарин, а Алексей Леонов вышел в открытый космос, его катапультные кресла спасли жизнь сотням пилотов. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» побывала в Томилине на легендарном НПП «Звезда» и пообщалась с его генеральным директором, главным конструктором Сергеем Поздняковым.
Научно‑производственное предприятие «Звезда»: барокамера и костюм Терешковой. ФОТО>>
О предприятии
Предприятие было создано в 1952 году. По словам Сергея Позднякова, то направление деятельности, которое было выбрано 65 лет назад, не только не изменилось, но еще и появились новые векторы развития.
Основная продукция «Звезды» – это спасательные средства для боевых самолетов и вертолетов, катапультные и амортизационные кресла, защитные шлемы, снаряжение пилотов, кресла космонавтов, спасательные скафандры, скафандры для работы в открытом космосе. Для стратегической авиации изготавливают системы дозаправки самолетов в полете.
Все космонавты, которые летают в космос, проходят подготовку на «Звезде», здесь для каждого индивидуально изготавливают скафандр.
На предприятии трудится примерно 1800 человек, из них около 1 тысячи мужчин и порядка 800 женщин. Как утверждает гендиректор, эти цифры постоянные на протяжении многих лет. Средний возраст работников предприятия – 48 лет, 30% сотрудников не достигли 35 лет. Средняя зарплата 55 тысяч рублей плюс множество социальных льгот. Текучка кадров небольшая, 5–10% в год.
На «Звезде» существуют свои традиции, например, так называемый Совет старейшин. В него входят около 20 человек, возраст которых приближается к 80-ти. Это люди, отдавшие предприятию не одно десятилетие. Они имеют свободный график посещения, с удовольствием работают и передают свой бесценный опыт. Им выплачивается вторая пенсия.
В рамках договора с Люберецким техникумом на предприятии проходят практику студенты, 5–10 человек из них потом остаются работать. Сотрудничает «Звезда» и с техническими вузами. Но все равно есть нехватка станочников-универсалов, технологов, конструкторов.
Общая выручка предприятия в прошлом году составила чуть больше 5 миллиардов рублей. Прибыль – около 700–800 миллионов рублей.
Кофейня из транспортного контейнера: новации в Дзержинском>>
Про продукциюна экспорт
У «Звезды» нет прямого выхода на заказчика, так как 95% ее продукции имеет и гражданское, и военное назначение. Из-за того, что между заказчиком и предприятием есть посредник, все происходит не так оперативно, как хотелось бы.
«На коммерциализацию продукции такого рода существуют ограничения. Поэтому взаимодействие с иностранным заказчиком осуществляется через Рособоронэкспорт», – поясняет генеральный директор.
Что касается продукции для авиации, у предприятия много совместных программ по вооружению. Российские самолеты поставляются в Индию, Малайзию, Вьетнам. На каждом из них стоит оборудование «Звезды».
А вот космическое оборудование не идет на экспорт, хотя зарубежные контракты очень выгодны с учетом существующего курса рубля.
«Была официальная программа с китайцами в рамках межправительственного соглашения. Она осуществлялась через Роскосмос. Первый и единственный китайский выход космонавта в открытый космос был в 2008 году. Нам они заказывали скафандр, мы изготовили им устаревшую на тот момент модель. Два космонавта выходили в космос, один был в нашем скафандре, а второй они изготовили сами по нашему образцу. Несмотря на то, что это противоречило условиям соглашения, где было четко прописано, что копирование недопустимо», – вспоминает Поздняков.
Люберецкое предприятие пыталось наладить сотрудничество и с американцами – вышло с предложением создать единую систему спасательных средств, универсальную для любых кораблей. Но возможности для такого сотрудничества пока нет из-за политической обстановки.
Итальянские традиции сыроварения в Люберцах>>
Про конкурентов
«Звезда» даже в тяжелые 1990-е годы ничего из своей продукции не передала, не пустила свои разработки в серийное производство.
«Сегодня мы уверенно себя чувствуем, потому что являемся не только разработчиками, но и производителями. Всю свою производственную базу мы не просто сохранили, но и нарастили, являясь монополистами в некоторых видах продукции. Например, в производстве катапультных кресел, систем дозаправки, скафандров, вертолетных кресел – мы единственные в России. Вертолет КА-52 – единственный в мире, который снабжен катапультной системой», – рассказывает Поздняков.
По его словам, некоторые партнеры предприятия изготавливают определенные компоненты для катапультных кресел – в соответствии с техдокументацией, но полная сборка изделий осуществляется только на «Звезде».
«Такая стратегия охраны результатов интеллектуальной деятельности на предприятии была всегда, и мы ее придерживаемся. Когда ты владеешь интеллектуальной собственностью, то можешь ею распоряжаться в своих интересах», – говорит Поздняков.
Он добавляет, что в последние 5 лет стало больше заказов по заправкам для ИЛ-78, МИГ-29 палубных. А вот по креслам заказов меньше. Продукции чисто гражданского назначения предприятие изготавливает мало, только медицинские противошоковые костюмы.
Все о Люберцах: от деревушки до крупного областного центра>>
Сервисное обслуживание скафандров
Существует два типа скафандров, которые выпускает «Звезда».
Первый, это скафандры для работы в открытом космосе. Сложнейшее устройство, в котором поддерживается соответствующая атмосфера, давление, температура, энерготраты, связь. Такие скафандры универсальны, подгоняются под любой размер, их можно использовать многократно и не один год.
«Скафандры нашего производства на МКС находятся 5 лет без спуска на землю, на станции идет только текущее обслуживание. Ресурс каждого скафандра около 15 выходов. У американцев другая система. Они спускают скафандр на землю периодически, приводят его в порядок и отправляют снова на станцию», – поясняет Поздняков.
Второй тип скафандров – спасательные. Их применяют в случае разгерметизации корабля для спасения человека. Как правило, это происходит во время прохождения, так называемых, опасных участков полета – при пуске, стыковке. Эти скафандры предназначены для нахождения внутри объекта и делаются индивидуально для каждого космонавта по его меркам. Такие скафандры служат один полет. Потом они поступают на ответственное хранение на «Звезду». Если в течение полугода или года полетит тот же космонавт, то скафандр используют еще раз.
«Для наших скафандров некому поставлять компоненты, они все производятся только в России. Что касается военной техники, она эксплуатируется долго, по 30–40 лет, и по линии Рособоронэкспорта заключен контракт на поставку запасных частей к ней», – поясняет Поздняков.
Затянувшееся строительство школы на Белой Даче: во всем виноват гараж>>
Как стать испытателем
Гиф: сайт GIPHY
Чтобы стать испытателем, надо пройти специальную медицинскую комиссию. Затем к испытателю подключаются датчики, которые позволяют мониторить состояние его здоровья. Если человек говорит, что чувствует себя нормально, а датчики показывают обратное, испытания заканчиваются.
«Мы сейчас завершаем испытания снаряжения для самолета пятого поколения. Куда входит морской спасательный комплект. Если летчик упадет в воду, он сможет выжить в течение 12 часов в воде, температура которой около 0 градусов, а воздуха минус 10–15. У нас на территории есть свой небольшой бассейн. На недавних испытаниях молодой человек плавал в ледяной воде в этом костюме на протяжении этих 12 часов, когда на улице было минус 5. Первый испытатель выдержал два часа, второй парень тоже недоплавал, вот только третий прошел испытания», – уточняет Поздняков.
Новоселы о Люберцах: «Это полис, который осталось только отшлифовать»>>
О новых разработках
Сейчас в России строится новый пилотируемый космический аппарат «Федерация». Это гораздо больший по объему спускаемый аппарат, и его рассматривают, в том числе, и для осуществления миссии на Луну. Занимается этим проектом РКК «Энергия» имени С. Королева.
«Мы участвуем в этой работе. Задача стоит такая, чтобы спасательный скафандр сделать не индивидуальным, а многократного применения, с определенными регулировками. Есть уже прототип, мы его показали один раз и спрятали, чтобы никто не скопировал», – отмечает Поздняков.
Планируется сделать скафандр межпланетарным. Сергей Поздняков вспоминает, что разработки такого скафандра велись еще в середине 1960-х в рамках советской лунной программы. Теперь его предстоит переделать в соответствии с современными технологиями.
Чтобы обеспечить спасение космонавта в случае жесткой посадки корабля, в кресло монтируется индивидуальный вкладыш из полиуретана. Если его нет, травма позвоночника гарантирована.
«Прототип нового кресла, которому нет аналогов в мире, тоже сделали мы», – с гордостью говорит генеральный директор.
Также на «Звезде» планируют развивать систему дозаправки во время полета беспилотных аппаратов.
«Американцы далеко продвинулись в этой разработке. Их беспилотники заправляют друг друга. Чтобы подобная технология была в России, нужен такой российский беспилотник», – рассказывает Поздняков.
Ведутся также разработки катапульты и снаряжения летчика. Сейчас как раз завершается работа по снаряжению пилота для самолета пятого поколения Т-50, сделан новый шлем, маски, противоперегрузочное устройство.
«Кресло пятого поколения тоже уже испытано. С ним мы смогли войти в программу самолета СУ-35, который недавно был поставлен в Китай. Там стоит самая современная катапультная система», – поясняет Поздняков.
Еще одно направление деятельности предприятия – создание систем спасения летчиков из спортивных самолетов.
«Поскольку это гражданское назначение, мы имеем возможность работать напрямую с австрийской компанией. Мы создали новую систему спасения, которая работает не на порохе, а на сжатом воздухе. Таких аналогов тоже нет в мире», – резюмировал Поздняков.