Молодой учитель из Котельников: «Сложно сравнивать поколения – условия были другие»
Учителю начальных классов школы № 2 Котельников Павлу Сысуеву 26 лет, его педагогический стаж – более пяти лет. Он уже успел не только завоевать любовь учеников, родителей и коллег, но и стать победителем всероссийского конкурса. О своих методах воспитания Павел рассказал корреспонденту «РИАМО в Люберцах».
Павел Сысуев является классным руководителем двух начальных классов – 1 «В», который занимается в первую смену, и 2 «В», который занимается во вторую смену. Павел уже выпустил один класс, сейчас ребята шестиклассники. Также он является студентом Московского городского педагогического университета и победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют 2015».
Родители об «уроках религии» в школах: «У нас светское государство!»
Про педагогический колледж
Я из Москвы. Когда закончил 9 класс, передо мной встал выбор – идти в 10 класс или выбирать специальность. Я хотел стать кулинаром, но моя семья была против.
На тот момент моя сестра училась в московском педколледже № 10 и посоветовала мне тоже поступить. Это был один из лучших столичных педагогических колледжей, и я пошел туда учиться. Хотел на исторический факультет, но его не набрали. Поступил на коррекционную педагогику. Обучение длилось четыре года.
Для меня самым интересным в обучении стала практика. Методисты посмотрели, как я веду уроки у детей, и сказали, что педагогика – это мое. Мне все давалось легко. Когда приходил на урок, в отличие от моих сокурсников, не переживал. В группе нас было четыре парня, а остальные – девчонки. Из этих четверых работать в школе остались двое, а сейчас вообще только я.
Когда я проходил государственную практику, то мне так понравилось быть в роли учителя, что я сразу решил: это мое призвание. Защитил диплом на «отлично».
После колледжа я пошел в армию. Меня направили в Брянск в 12-е Главное управление Министерства обороны, в войска связи. Там я получил звание «младший сержант».
Демобилизовался 1 июля. Надо было искать работу, время поджимало. Мой папа – капитан милиции в отставке – настаивал, чтобы я шел работать в полицию. В итоге мы с отцом договорились, что 1 сентября я выхожу на работу – либо в школу, либо в полицейский участок.
Родители школьников: «Пора наказывать школы за бесконечные поборы!» >>
Про начало педагогической карьеры
Я поехал искать работу в московских школах. В некоторых мне сразу отказывали: многих смущало, что неопытный парень идет работать в начальную школу. Везде говорят, что не хватает молодых специалистов, но я столкнулся с тем, что их не берут.
В начальных классах в школе № 2 Котельников работала моя сестра. Она сказала, что там есть вакантные места. Меня пригласила директор школы Надежда Музыка, и 27 августа я приехал к ней, ни на что не надеясь. Надежда Александровна сразу выписала мне класс и кабинет, и в этот же вечер я уже проводил родительское собрание.
Первые полгода были тяжелыми для меня, но потом я втянулся в режим. На второй год я понял, что не хочу никуда уходить. Потом первый выпускной, слезы: я смотрел на детей, которые за четыре года выросли на моих глазах, и радовался за них.
Для меня самой большой трудностью была нехватка опыта. Сейчас многие вещи я решаю легче, потому что уже не сталкиваюсь с незнакомыми ситуациями – через многое прошел сам, многое повидал на опыте коллег. Сейчас я часто езжу в командировки в разные регионы России, где общаюсь с другими преподавателями, перенимаю опыт и делюсь им.
Как подготовить первоклассника к школе: сборы и репетиция уроков >>
Про коллег
Работа учителя строится с трех сторон: родители, ребенок и учитель. Необходимо, чтобы все три стороны «педагогического треугольника» были довольны.
Большинство моих коллег – это женщины, многие уже в возрасте. Мне приятно относиться к ним как к старшим товарищам, как к мамам и бабушкам. Они могут дать хороший родительский совет, их опыт не раз выручал меня.
Есть и коллеги-мужчины: стабильно в школе работали двое, на данный момент в школе их четверо. У меня со всеми коллегами отличные отношения, я получаю удовольствие от работы в таком коллективе.
Психолог про подростковый суицид, проблемы детей и социальное сиротство >>
Про современных детей
Современные дети сильно отличаются от тех, какими были я и мои друзья в детстве. Но я не люблю сравнивать разные поколения – мы росли в других условиях.
Современные дети отличаются темпераментом и характером, они более свободные. У меня в классе отношения по линии «ученик – учитель» выстраиваются просто и открыто, я не люблю тоталитаризм.
Есть дети из неполных семей. Кому-то просто не хватает дома внимания и теплоты – они их получают в школе от учителя. Поэтому некоторых лишний раз нужно приобнять, подбодрить, похвалить, спросить, как дела и что нового.
Большой проблемой современных детей является снижение интереса к познанию мира: они перестали быть любознательными. Зато стали агрессивнее – не видят человеческой доброты, ее стало меньше. Еще одна проблема – некоторые дети закрываются в своем внутреннем мирке. Задача педагогов – сделать из каждого ребенка не только отличника или хорошиста, но и человека.
Есть и другая проблема – гиперопека со стороны матерей мальчиков. Эти мамы забывают, что их сыновьям в жизни предстоит решать многие проблемы. Становление характера мальчика напрямую зависит от того, в какой атмосфере он растет. Если будет гиперопека – он не научится принимать правильные решения, особенно в экстремальных ситуациях. Если я вижу такую проблему, то тактично говорю о ней родителям.
Люберчане о посвящении в студенты: «Среди скелетов и кишечников пили чай» >>
Про родителей
Родители моего первого класса не очень положительно реагировали на меня – всех пугала моя молодость. Когда они ведут ребенка в первый класс, то хотят попасть к опытному преподавателю. Да, у меня был хороший диплом, по которому я считался хорошим специалистом, но у меня не было опыта.
Кто-то из родителей говорил мне, что все получится, что они в меня верят. Другие сразу же просили перевести ребенка в другой класс, и эту точку зрения я тоже понимаю. Мне директор дала совет: не думать, что они «бегут» от меня.
Сейчас уже другая картина: работает «сарафанное радио». Теперь даже есть те, кто специально просится ко мне в класс.
Я всегда нахожу контакт с родителями моих учеников, всегда решаю возникающие проблемы. Я за то, чтобы родители общались не только между собой, но и с учителем, поэтому я 24 часа на связи. Конечно, у меня есть выходные, да и вечером хочется отдохнуть, но если звонят – отвечаю.
Все родители делятся на две категории: одни звонят мне по любому вопросу, другие звонят очень редко. Я люблю, когда родители держат меня в курсе того, что происходит с их детьми.
Претензии к оценкам бывают, это нормально в нашей работе. Я всегда говорю: можно поставить оценку, которую просит родитель, но потом она все равно не подтвердится. Когда оценку оспаривают, я предлагаю провести тестирование в открытой форме в присутствии независимых коллег.
Психолог про специфику флешмобов в интернете и защиту подростков >>
Про языковой барьер
В Котельниках проживает много приезжих из других стран, их дети ходят в школу, в том числе и ко мне в классы. Для меня это никогда не было проблемой. Первый класс у меня был – сборная ООН: цыгане, армяне, белорусы, украинцы, таджики, киргизы, русские.
Я бы не сказал, что детей приезжих тяжелее учить. Иногда у них бывают проблемы с русским, но у них есть мотивация – они хотят остаться в России, поэтому им нужен русский язык.
Идеально, когда родители-иностранцы говорят на русском. Тогда я прошу их прикладывать усилия к тому, чтобы ребенок учил русский язык. Но часто бывает так: в школе мы требуем от ученика говорить по-русски, но уроки закачиваются, он подходит к маме – а она говорит с ним на родном языке. Я не против родной речи, но нужно понимать: русский язык необходим для учебы.
А есть родители, которые плохо говорят по-русски, и с ними я нахожу общий язык через детей.
У меня за партами сидят дети разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому я знакомлю их и с Пасхой, и с Курбан-байрамом. Я говорю им, что между нами нет отличий.
Вакцинация детей: родители отказываются, медики разъясняют >>
Про методы воспитания
Классика типа «выйди за дверь, положи дневник на стол, встань в угол» бесполезна. У меня очень громкий голос, я умею управлять интонацией, но я не строгий учитель. Дети хорошо меня чувствуют и понимают, а главное – не боятся.
Учитель должен быть идеалом в плане эстетики, поведения, образования. Но вот точки зрения у нас с детьми могут быть разными, ведь я должен готовить ребят к тому, что в жизни не всегда все идет по их плану. Оценивать себя и свое отношение к происходящему – это самое главное, потому что в дальнейшем на этом будет строиться их гражданская позиция.
Для учеников я являюсь ролевой моделью, авторитетом. Они копируют мое поведение: порой наблюдаю за ними и узнаю в них себя. Кстати, иногда родители – особенно мамы мальчиков – просят меня заставить их ребенка делать дома уроки, читать книгу. Ведь часто ребята слушают своего преподавателя, а не родителей.
Мы перешли на электронные дневники, но я за дневники старого образца – бумажные. Я за то, чтобы ребенок сам записывал домашнее задание, это дисциплинирует. Кроме того, я ставлю туда оценки за поведение и пишу родителям подробные замечания. Это не для того, чтобы показать, «какой ребенок плохой», а чтобы они поняли, что конкретно произошло.
Тяжело, когда у ребенка непростой характер или специфическое чувство юмора, если он отличается от остальных ребят. Для меня большая победа, когда одноклассники принимает такого ребенка и не считают его белой вороной. Моя задача – сделать так, чтобы в классе не было маленьких группировок, чтобы он был единым коллективом.
Я очень не люблю, когда учителя говорят: «Мой класс такой плохой, не хочу туда идти». Я считаю, что именно от учителя зависит, как дети будут вести себя в школе и вне ее. Даже если не получится что-то дать ребятам в образовательном плане – в средней школе додадут. А в начальной школе важен именно воспитательный момент – здесь дети учатся общаться с учителями. Так что когда говорят, что ученик 6 класса хамит и срывает уроки, то это недоработка учителя начальных классов.
Про зарплату
Все мои родные и близкие интересуются тем, что творится в школе, и я рассказываю. Некоторые спрашивают совета, особенно те, кто уже обзавелся семьей и детьми.
Чаще всего спрашивают, не сошел ли я с ума от такой работы и как живу на эти деньги. Я всегда отвечаю, что люблю свою профессию и у меня всегда была большая нагрузка в школе. Поэтому сколько работаю, столько и получаю.
Я работаю в бюджетной организации и здраво оцениваю ситуацию. Нас тут цепями никто не приковал, всегда можно найти массу вариантов заработать – причем даже не уходя из школы. Но если у человека нет желания работать в школе – он там не останется ни за какие деньги.
Люберчане о смартфонах будущего: рентген, телепорт и мини‑туалет >>
Про «Педагогический дебют 2015»
Я принимал участие во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют 2015» для специалистов, педстаж которых не достиг трех лет. Я попал туда по рекомендации и, честно говоря, даже не думал, что смогу победить.
Конкурс проводился в два этапа. На заочный этап я отправил на суд жюри урок, презентацию, эссе о себе. Потом вместе с 65 другими участниками со всей России я поехал в Москву на очный этап.
На очном этапе нужно было представить свои наработки и свой урок. Все, что я представил, было связано с правилами дорожного движения. Урок я сделал на основе путешествия в Древний Египет и Рим. Большое количество баллов я набрал во время практической части, когда на уроке воплотил то, о чем говорил. В итоге я победил.
Этот конкурс сильно помог мне – меня стали приглашать на различные семинары и форумы молодых специалистов. Некоторые говорят, что конкурсы – это лишняя трата времени и «принудиловка», но ничто так не спасает от профессионального выгорания, как участие в подобных мероприятиях, а тем более федерального уровня.