Звукорежиссер из Люберец: «Профессиональный музыкант должен быть всеяден»

Звукорежиссер из Люберец: «Профессиональный музыкант должен быть всеяден»
Люди

Музыкант и звукорежиссер Сергей Трейвас живет в Люберцах, играет на бас-гитаре в группах «ATAVA» и «Дом ветров», на барабанах – в «Вольтах», около трех лет работал у певицы Согдианы, при этом он не заканчивал музыкальных школ и консерваторий. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» встретилась с ним и пообщалась о творчестве, музыке и работе звукорежиссера.

Преподаватель стрип‑пластики: «Я не перехожу грань между творчеством и пошлостью»>>

Вырос на «Битлах»

Моя первая запись на кассете была сделана, когда мне было два или три годика – сочинил сказку про гусей.

У меня музыкальная семья. Я вырос на The Beatles, Boney M., Simply Red, Джордже Майкле. Я знал наизусть все песни «Битлов». Потом появилось MTV, я тоже его слушал. Тогда были популярны всевозможные бойз- и герлз-бэнды, и в то время меня от них тошнило, но сейчас, слушая их, понимаю, насколько это качественная музыка.

Певица Соня Берия: «Люберецкий дождь вдохновил меня на новую песню»>>

Музыкальные школы и ноты

В музыкальной школе я не учился, самоучка в чистом виде. Все время у меня была некоторая неприязнь к музыкалке, потому что многие ребята, с которыми я дружил, там учились. И когда мы собирались гулять, им было некогда из-за музыкальной школы. И многие туда ходили как на каторгу, поэтому для меня это было что-то явно отрицательное. Хотя родители очень хотели, чтобы я туда пошел. До сих пор иногда думаю, что надо бы получить музыкальное образование. Возможно, займусь этим.

С детства играл на слух, ноты с листа не читал. Но как-то поставил перед собой задачу, взял самую сложную джазовую композицию Чарльза Мингуса, где одни диезы и бемоли, и прочитал ее. Но могу сказать, что на слух я бы ее сыграл гораздо быстрее. Ноты – это, мне кажется, для классических исполнителей.

Всегда был уверен, что музыкальный слух у меня врожденный. Кстати, мой дальний родственник по папиной бабушке работал в свое время главным редактором на советской «Мелодии».

Я немного умею на фортепиано. В основном играю на бас-гитаре – с этим инструментом я проводил больше всего времени. Последние лет шесть к ней добавились барабаны.

Преподаватель стрип‑пластики: «Я не перехожу грань между творчеством и пошлостью»>>

От кассетного прикола к группе

В 6 классе мы с ребятами начали делать так называемый радио-прикол: на кассету зачитывали какие-то анекдоты, брали газеты и читали объявления по ролям.

В 9 классе, когда я познакомился с творчеством групп «Сектор Газа» и «Красная Плесень», мы с друзьями решили создать свою группу. Назвали «Пластмассовое дерьмо». Записали два альбома на кассету. Обычно играли и записывали у меня на даче. В качестве инструментов выступали коробки, кастрюли, играли без нот, просто на слух.

К 11 классу у меня появилась моя первая бас-гитара, я стал серьезно заниматься студийной режиссурой. От кассет наши записи уже перешли к компьютеру, и я стал осваивать звуковые программы сам.

Потом у меня появились друзья, которые знали ноты и слушали «взрослую» музыку – прогрессивный рок. Мы стали играть с ними инструментальную музыку. Это была моя вторая группа.

Но самой запоминающейся стала третья группа – ВИА «Альбигойцы». Базировалась она в поселке Восточный. Там я познакомился с вокалистом Мишей Самохваловым, который основал группу «Доноры мозга». Для меня этот ВИА стал первой серьезной группой: мы записывали песни и выступали. Группа до сих пор существует, но уже не так активна.

Глазами бармена: 5 типов клиентов, которые бесят>>

Вторая профессия

После школы поступил в МАМИ на специальность «Электрооборудование автомобилей и тракторов». Проучился ровно полгода, сдал на «отлично» английский и черчение – и ушел. Родителям долго врал, что продолжаю учиться.

Затем попал в компанию «Пятая высота», которая занималась рекламой. Теперь полиграфия – это моя вторая профессия. Своим высшим образованием я считаю эту компанию – там я получил гигантский опыт. Сейчас продолжаю заниматься графикой и дизайном, мне это интересно.

Миссис Люберцы – 2018 про конкурс красоты, феминисток и секрет успеха>>

Концертный опыт

Чаще всего именно басисты становятся звукачами. Концертный опыт как у звукорежиссера-техника у меня начался с группой Sinful – это такой московский симфонический блэк-метал. Я с ними ездил в туры по Европе. Моя задача состояла в том, чтобы собирать, разбирать и подключать аппаратуру, найти баланс между исполнителями, чтобы они звучали гармонично.

Главная заповедь режиссера – не испортить исполнение музыканта. Звукорежиссер должен понимать, как звучат инструменты.

Он не должен знать все микрофоны на свете, но должен понимать элементарные различия между ними. Одним из сложнейших инструментов является барабанная установка, потому что каждый барабан и тарелка – это отдельный инструмент.

Перед концертом проводится саундчек – проверка звука, идет окончательная настройка перед выступлением. Но бывают моменты, когда и во время концерта продолжается настройка. Ведь бывают ЧП – где-то шнур отошел, сдвинулся микрофон у барабанщика. Это сразу слышно, да и на пульте есть индикация, которая показывает, что какой-то канал перегружен.

Имидж

Мне всегда нравились дреды, потому что я фанат группы Korn. Да и если лень стричься и мыть голову, то дреды – это очень удобный вариант! Впервые я заплел их в 2011 году. Когда отдыхал во Вьетнаме, было очень жарко, и вьетнамские парикмахеры мне их состригли.

Если честно, я вообще не заморачиваюсь по поводу имиджа. Вот, недавно решил обесцветить свои дреды. Надоест – сделаю еще что-нибудь с волосами. Эксперименты – это здорово!

Тату-мастер Александра Токарева: о ссорах с клиентами и скрытых шрамах>>

Работа с Согдианой

К певице Согдиане я попал случайно. Мой друг Мирза Мирзоев как-то позвал заменить ее бас-гитариста в эфире на радио. Мне прислали материал, я его быстро разучил, и мы сыграли на радио «Весна».

Через два месяца Мирзоев позвонил мне и предложил поработать у Согдианы звукорежиссером. Если честно, у меня была паника перед цифровыми консолями, которыми надо было «рулить» с планшета. Я знал все аналоговые пульты, а цифровые были в новинку. Но я знал, что справлюсь, и дал согласие.

И вот в феврале 2014 года мы поехали в Киргизию, в город Ош. Всю ночь не спал – изучал пульт, с которым мне предстояло работать. В итоге все оказалось просто: идет минус, поверх этого артист поет, а моя задача – хорошо настроить голос, чтобы артист слышал себя и при этом чтобы звук правильно шел в зал.

Я просил Согдиану дать мне знак, если она плохо себя слышит во время выступления. Ведь часто бывает, что на саундчеке все нормально, а на концерте что-то не так. Особенно сложно, когда много исполнителей. Звукорежиссура хороша тем, что она дает возможность все время учиться. Благодаря Согдиане я познакомился с звукорежиссурой поп-музыки.

Меня часто спрашивали, не надоело ли мне слушать одну и ту же песню Согдианы, особенно в новогодние концерты. Нет, не надоело. Если песня крутая, если она искренняя, трогает за душу, то ее можно слушать много раз. И вообще профессиональный музыкант должен быть всеяден!

Путешествие люберчанки в Абхазию: неизвестный курорт Очамчыра>>

Фонограммы и сквозняки

Фонограмму можно узнать только в том случае, если очень хорошо знаешь песню, буквально до вздоха, до фразы. Согдиана очень круто интонирует и всегда поет вживую. Были случаи, когда говорили, что она поет под фонограмму. Нет, ничего такого не было!

Некоторые артисты поют на студийную версию одним дублем – это называется сквозняком. Как бы концертный вариант, чтобы он отличался от студийного. Потом по нему работают на телевидении, на сборных концертах, где просто физически невозможно, да и не нужно живое исполнение.

Благодаря Согдиане я узнал много российских артистов, и очень многие сейчас успешно работают вживую. С ней мне посчастливилось работать еще и на радиоэфире. Как правило, там звукорежиссер артиста работает в паре со студийным. Как бы ни расписывали технический райдер – список оборудования, все равно приезжаешь, а чего-то нет, приходится выкручиваться. У меня сто раз было: приезжаешь, а пульт впервые в глаза видишь. Но меня это не пугает, ведь сейчас есть интернет, все можно быстро изучить.

Учитель русского языка о мате в интернете, «хайпе» и переписке в соцсетях>>

Звукорежиссер как зритель

Сам на концерты хожу нечасто. Недавно был на концерте у знакомых и понял, что просто не могу расслабиться. Мне друзья говорили: «Сергей, расслабься, потанцуй, похлопай». Но я невольно вслушивался в звучание и пытался мысленно работать.

К сожалению, бывает, что на концерте прямо бьет по ушам – кто-то не так играет или поет, либо не на той частоте. Если я прихожу на концерты зарубежных исполнителей, а они откровенно плохо играют, то меня это очень расстраивает. Как-то я был на выступлении группы Slipknot в «Олимпийском», я сидел наверху, где в принципе плохой звук, и в итоге разочаровался. А вот Шакира и Роджер Уотерс из Pink Floyd порадовали.

Последний запоминающийся концерт – выступление группы Jamiroquai в «Олимпийском». Все было суперски сыграно и настроено! Они играют вживую, но такое чувство, что слушаешь пластинку. Вот это уровень!

Очень радует в этом смысле отечественная группа «НОМ». У них тоже все хорошо со звуком и исполнением.

Эксперимент «РИАМО в Люберцах»: один день без интернета>>

Мара, Шакира и «сарафанное радио»

Недавно работал с певицей Марой. Когда я учился в школе, то и представить не мог, что буду играть с ней! Сейчас она стала петь более тяжелые песни. Я за три дня освоил 12 песен, все нормально сыграли.

В музыкальном мире работают связи и «сарафанное радио». Хорошо себя показал – тебя советуют друзьям. Хорош тот, кто не сидит на месте и не упускает возможности.

Еще надо уметь себя рекламировать: если ты сам себя не «продаешь», то никому ты не нужен. Сейчас есть много возможностей для этого: соцсети, интернет. За день можно стать звездой.

Лично я хочу, чтобы группа «Доноры мозга» стала более активной. У нас много материала, который не записан. А еще мне очень нравится певица Шакира – я бы хотел с ней сыграть на бас-гитаре.

Признаюсь: бывают периоды, когда я не беру в руки бас-гитару и не подхожу к барабанам по несколько месяцев, разочаровываюсь в себе и думаю, что никогда не вернусь в музыку. Но потом возвращаюсь и творю с удвоенной силой. Просто музыкантам иногда нужно делать паузу, некую перезагрузку.

Последний год был достаточно напряженный по занятости, сейчас появилось свободное время – готов сотрудничать в сфере музыки и звукорежиссуры.