Серфер из Люберец: катание на волне – эгоистичный вид спорта
Станислав Саркисов после окончания РХТУ имени Менделеева, наверное, мог бы стать ученым-химиком, но судьба понесла его по другому течению. Прожив семь лет на Бали, он точно знает, где самые лучшие для серфинга волны. Спортсмен-экстремал рассказал корреспонденту «РИАМО в Люберцах», как почти 10 лет назад попробовал серфинг, а теперь не представляет без него свою жизнь, и почему этот вид спорта с таким трудом пробивает себе дорогу в России.
7 модных гаджетов для занятий спортом>>
Юный вид спорта
В России серфинг был признан видом спорта только два года назад, и примерно полтора года назад он стал олимпийским. Теперь его будут на официальном уровне развивать в Сочи и Калининграде.
«По итогам чемпионата России в Калининграде в 2018 году будут присваиваться звания мастера спорта – за первое место, за второе и третье – КМС. До сих пор в России не было присвоено ни одного такого звания», – рассказывает Станислав.
Уже в 2020 году серфинг будет представлен на летней Олимпиаде в Японии. По мнению Саркисова, несмотря на то, что в Японии есть настоящие океанические волны, не исключено, что соревнования будут проходить на искусственной волне. Будущее же соревновательного серфинга – за искусственными волнами.
Председатель Лиги бокса России о спорте настоящих мужчин>>
Про жизнь на Бали
«После окончания РХТУ имени Менделеева поступил в аспирантуру, занимался волейболом. 10 лет назад поехали с друзьями в турне по Азии: Таиланд, Вьетнам, Камбоджа. Во Вьетнаме решили попробовать серф. Надо сказать, что волны были никудышные, ветер сильный. Приехали разочарованные от того, что Вьетнам не подошел для катаний на доске. По приезду моя знакомая сказала, что на Бали на второй день встала на доску и уже каталась, а во Вьетнаме за 10 дней ни у кого из нас, четырех крепких парней, не получилось. Не смогли за 40 минут пройти прибой, просто катались на прибрежных волнах», – вспоминает Станислав.
Тогда он загорелся поехать на Бали, и через несколько месяцев приехал с серф-лагерем на две недели. Потом удалось съездить в Португалию, а затем снова на Бали, уже на два месяца.
«У меня все получалось, и это очень нравилось. Понял, для того чтобы прогрессировать, двух недель отпуска мало, так как только дней 7−8 уходит на набор формы. Поскольку каждый раз на работе я не смог бы брать длительный отпуск, решил остаться на Бали жить. По приезду решил заняться арендой вилл, которые тогда туристы снимали еще через агентов, благодаря чему и зарабатывал и всегда был окружен позитивными людьми. На океане каждый день мне приносил радость и счастье в чистом виде! И спустя пару лет я начал преподавать серфинг, делясь этой радостью с окружающими. В итоге я прожил на Бали 7 лет, постоянно тренируясь», – поясняет Станислав.
По его словам, на Бали 10 лет назад россияне начали открывать серф-школы, к настоящему времени их насчитывается не меньше пяти. Местные жители обучением тоже занимаются, но тут часто возникают проблемы с коммуникацией, так как английский и у них, и у наших туристов часто не на высшем уровне.
«Раньше родители хотели, чтобы я вернулся, потому что не понимали, чем я занимаюсь на Бали. Сейчас они уже привыкли», – улыбается Станислав.
Чемпион мира по тайскому боксу: о «ван даммах» из Люберец и пользе спорта>>
Конкуренция за каждую волну
«Научиться абсолютно всему в серфе невозможно. Потому что даже те люди, которые катаются по 30 лет, не знают, где предел совершенства», – говорит Станислав.
Для начала надо научиться стоять на доске, держать баланс, уметь читать океан, то есть понимать, что происходит с ним, где заплывать, где брать волну и в каком направлении ехать.
Нужно знать, как океан может себя вести в разных условиях: при ветре, разном направлении волн, приливах и отливах. Знание и понимание океана – это очень важно.
«Есть люди, которые катаются по два-три и ничего не знают про элементы и трюки. Для них важен лишь размер волн, они встают на волну побольше и едут по прямой. На самом деле есть как экстремальные маневры, так и несложные. Первичные элементы в серфе – это вставание на волну и взятие волны. Далее постепенно добавляются повороты разных видов; как на гребне, так и у подошвы волны, обратные, резкие или наоборот максимально амплитудные, ходьба по доске и езда на ее носу, вылеты в воздух», – добавляет Станислав.
Для катания есть два вида досок: короткая и длинная. Станислав использует длинные – от 2,75 м. На них можно выполнять не только повороты, но и кросс-степ – передвижение по доске к носу перекрестным шагом, катание на носу. По короткой доске уже не походишь, зато она более маневренная и используется для резких поворотов.
«На Бали я люблю кататься за полчаса до рассвета, в темноте при легком лунном свете, когда в океане никого нет. С рассветом приходят человек 5−7 − такие же фанаты раннего катания, а к 7 утра в океане уже 120 человек. При этом на одной волне могут ехать максимум два человека, и то в разные стороны. Поэтому всегда идет конкуренция за каждую волну − это очень эгоистичный вид спорта», − поясняет Станислав.
Он подчеркивает, что кататься можно по-разному: ловить огромную десятиметровую волну, либо на метровых спокойно общаться с океаном, кайфовать и медитировать.
Среди серферов очень много «аутистов», которые уходят в себя. Таким спортсменам комфортно с самим собой и океаном, им не нужны люди.
Сам он планирует заниматься серфингом до самой старости.
Встать на вейкборд: эксперимент корреспондента «РИАМО в Люберцах»>>
Про тренировки и волны
«В серфинге все зависит от волны − какая волна, такие и трюки. Чем лучше волна, тем больше на ней можно проехать и сделать элементов. Поскольку ехать на волне может только один человек, кто-то за 20 минут соревновательного заезда успевает взять шесть волн, а кто-то лишь одну. В зависимости от того, сколько и как ты сделал элементов, столько заработал балов», − поясняет спортсмен.
В России есть волны в Калининграде, Сочи, Владивостоке и Санкт-Петербурге, но они не могут сравниться с океаническими волнами, как на Бали. Из-за того, что Антарктида всегда холодная, а Индийский океан всегда горячий, на стыке образуются сильнейшие ветра, которые гонят огромные волны к берегам. Именно поэтому на Бали лучшие волны.
«Недавно я неделю тренировался Камчатке. Оказалось, что там почти идеальные волны. Все-таки это океан! В Сочи тоже есть волны, но они не настолько четкие, прогнозируемые, мощные и правильные», – добавляет Станислав.
В Москве сейчас популярен вейк-серфинг, для которого используется катер, также недавно открыли новую искусственную волну. При классическом серфинге спортсмена толкает волна, здесь все немного иначе. На искусственной волне ты стоишь и давишь своим весом, сопротивляясь потоку воды. Так можно тренировать баланс, стойку, положение тела, повороты, плавность исполнения.
«В марте меня позвали преподавать серфподготовку в Москве, чем мы уже плодотворно и занимаемся с компанией SurfWay. А в обозримом будущем я планирую заниматься обучением детей, чтобы лет через 10-12 Россия уже была поноправным участником мировых соревнований и олимпиад. Конечно, только океан даст понимание серфинга, но многое можно отработать в зале и бассейне. В результате у спортсмена будет тренированное тело атлета, акробата, и он сможет легко ходить по доске или даже тросу. При этом серферу обязательно необходимо 3−4 месяца в год тренироваться в океане», − утверждает Станислав.
Он уверен, что заниматься лучше с сознательного возраста, потому что у детей нет мотивации.
«Я начал кататься в 25 лет, сейчас мне 34 года. Особо везучие люди начинают кататься в 20−22 года. Последние 3−4 года начали формировать команду из молодых ребят, которым от 14 до 18 лет, их готовят в сборную страны», − добавляет Станислав.
Путешествия люберчанки по России: Таманский полуостров>>
Чемпионаты в России – не дождаться волны
Станислав готовился к выступлению на чемпионате России в Калининграде, который продлится до 12 августа.
«Сначала все сидят и ждут волны. На море суперкрутых волн не бывает, как максимум 1,5 метра. Года четыре назад во Владивостоке на чемпионате России волн так и не дождались, спортсмены разъехались. Именно поэтому этот вид спорта долго не делали олимпийским. Одно дело Рио, Токио, где есть океан и волны, другое дело – Москва. Здесь нужно строить искусственные волны, технология очень дорогая, ее можно использовать только на крупных соревнованиях», – говорит Станислав.
После того как российский чемпионат в 2010 году прошел на Бали, его запретили проводить вне России. Это сильно ударило по российскому серфингу – все лучшие серферы живут на Бали или приезжают туда тренироваться.
Там в соревнованиях участвовали на коротких и длинных досках порядка 90–120 парней и девушек. Женский серфинг немного отличается от мужского, примерно как и теннис, так как физический уровень все-таки разный, но и экстремальность вида спорта тоже накладывает отпечаток.
На соревнованиях всех делят на профессионалов и любителей. Станислав участвует среди профессионалов. В качестве любителя может заявиться кто угодно, на любой доске. Одна из целей проведения этого чемпионата – это популяризация данного вида спорта.
На соревнованиях вместе стартуют четыре человека. Судья дает старт на заезд, который длится в среднем 20 минут. При этом, даже если волны нет, перед спортсменами стоит задача – взять хотя бы две волны. Судьями оценивается сумма двух волн.
Мечта, ставшая реальностью: как в Краскове развивают вейкбординг>>
Про дороговизну спорта
Если жить в России, приходится постоянно ездить к океану, что накладно.
«Летать на самолете со своей доской дорого. Нормальные авиакомпании возят доски бесплатно, а «Аэрофлоту» за провоз доски на Камчатку и обратно нужно заплатить от 15 до 20 тысяч рублей. В итоге мне пришлось доску брать там в аренду. Билет в Калининград туда-обратно стоит 6 тысяч, а с доской 20−25 тысяч. Еще несколько комплектов плавников, от которых зависит, как будет двигаться доска. Под разные волны у меня порядка восьми комплектов плавников, и никогда не знаешь какой именно будет идеален для данного дня», − добавляет Станислав.
Доска для серфа пластиковая, внутри пенопласт, она весит 4−9 кг. Но есть и деревянные доски по 8−15 кг, изначально в 40-50-х годах прошлого века они весили по 50−80 кг. Чем тяжелее доска, тем она стабильнее, тем проще на ней стоять, чем она меньше, тем она маневренней.
У него 7 абсолютно разных досок. Оборудование для серфа Станислав покупает не в России, потому что делать его качественно у нас пока не умеют.
«Вообще если жить у океана, то это недорогой вид спорта. Надо всего лишь две доски, двое шорт и волны», − говорит Станислав.
Люберецкий дрифт: эксперимент корреспондента «РИАМО в Люберцах»>>
Про травмы, змей и акул
Это очень травмоопасный спорт, и для новичков опасность представляет сама доска.
«Страшно не в воду упасть, а удариться о доску. Доска крепится к ноге специальным резиновым поводком. Когда ты падаешь с нее, она отъезжает, натягивается, когда ты всплываешь, она летит в тебя. От удара бывает, что лопаются барабанные перепонки, зубы выбиваются, нос ломается, но все-таки это скорее от несоблюдения техники безопасности. Слава богу, у меня не было серьезных травм. К тому же из-за горе-преподавателей раньше серферы еще и тонули», − рассказывает Станислав.
Профи в океане подстерегает другая опасность: когда волна трубится, а серфер едет внутри этой «шаурмы». Вот тут практически из-за любой ошибки серфера сбрасывает с доски, и он оказывается на глубине, намного меньшей чем сама волна!
А под ним – риф или камни – и около метра глубины. Тут уже отделаться ссадинами – за счастье!
«К тому же в океане может укусить змея, и тогда в течение 6 часов надо ввести противоядие. На Бали в тех местах, где холодные реки впадают в океан, водятся маленькие акулы размером 1−1,5 метра. За 7 лет, что я там был, случилось три нападения этих акул на людей, но все несмертельные. По статистике, в год от нападения акул в мире погибают всего 5−6 человек, так что это совсем не повод, чтобы отказывать себе в таком счастье!», − считает Станислав.