Проблемный дом в Ковровом: одна квартира с 50 жильцами
Дом № 12 в микрорайоне Ковровый городского округа Котельники строили пленные немцы в 1949 году. Это бывшая столовая, сейчас там частное предприятие, ДК «Надежда» и городская поликлиника. На втором этаже в 19 комнатах проживают 14 семей. На пятьдесят человек здесь два санузла, два туалета, две кухни и общий коридор. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» выяснила, почему «временно заселенные» бывшие работники Люберецкого коврового комбината живут в таких условиях уже четверть века.
Люберецкий ковровый комбинат
Свое название микрорайон Ковровый городского округа Котельники получил в память о знаменитом предприятии – Люберецком ковровом комбинате. Его основали после войны.
В 1963 году на базе комбината создали Московское производственное ковровое объединение. На протяжении нескольких десятилетий здесь осваивали передовые технологии и использовали лучшее оборудование, в том числе импортное.
В 1991 году предприятие преобразовали в ОАО «Люберецкие ковры» и обновили треть оборудования. Продукция была узнаваема и востребована, не раз получала высокие оценки на различных выставках и конкурсах.
Однако ОАО «Люберецкие ковры» не пережило финансовый кризис, и в 2000 году предприятие было объявлено банкротом.
Жильцы дома в Котельниках против УК «Успех»: два года судов из‑за тарифов>>
Перенаселенная коммуналка
Надежда Павловна – самый старший жилец дома № 12 в микрорайоне Ковровый.
«Я из детского дома, с 7 лет без отца и матери, всю жизнь по общежитиям. В 1981 году приехала из Тулы и стала работать ткачихой на Люберецком ковровом комбинате. Проработала 25 лет, имею медали «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы», – рассказала она.
Сначала она жила в общежитии в доме № 9 в микрорайоне Ковровый. В 1985 году вышла замуж.
«В дом № 12 нас переселили в 1992 году вместе с другими семьями – как раз моя дочка Оля должна была пойти в первый класс. Помню, что в комнатушке некуда было поставить ученический стол для нее», – добавила Надежда Павловна.
По ее словам, когда комбинат работал, сотрудникам давали квартиры. Но предприятие разорилось, все остались без квартир, началось беззаконие. Дом № 12, куда вселили работников, умудрились продать вместе с жильцами.
Дом № 12, куда вселили работников, умудрились продать вместе с жильцами.
«К нам приходили хозяева и пугали, что в течение 24 часов могут выгнать. Дом считался нежилым, когда мы сюда переехали. Чтобы нас прописать, его надо было сделать жилым. Это делали через суд. Сейчас часть жильцов приватизировали свои комнаты. Моя комната – 24 квадратных метра, официальная прописка здесь с 2010 года», – отметила Надежда Павловна.
Естественно, не предназначенный для проживания дом находится в настоящее время в плохом состоянии.
«Сейчас остались тут в основном бывшие сотрудники комбината: ткачи, прядильщицы, с красильного цеха, а я – самая старшая из всех. Уже дети выросли, внуки растут. Живем дружно, люди все хорошие, алкашей нет. Только вот места общего пользования в ужасном состоянии. В туалет и ванну очереди. Полы старые, все гнилое. Стены все пустые, латанные-перелатанные. В мае мне насчитали 9,5 тысяч рублей коммунальных платежей – не понимаю, за что такая сумма», – сетует Надежда Павловна.
И добавляет, что ванную комнату администрация отремонтировала в 2017 году, так как жильцы долго просили.
Ветхий дом в поселке Калинина: жить невозможно, расселить нельзя>>
Ремонт ванной комнаты
«В микрорайоне Ковровый, 12 за счет средств муниципалитета произведен капитальный ремонт ванной комнаты. Этот вид работ мы согласовали с жителями. Качество ремонта, на мой взгляд, замечательное. Спасибо большое за это подрядной организации. Муниципалитет свое слово сдержал, теперь очередь за жителями, которые как собственники жилья обязаны содержать в порядке места общего пользования», – написала 24 ноября 2017 года на своей официальной странице в Instagram тогда еще глава Котельников Ирина Польникова.
Она отметила, что в этой коммунальной квартире есть как приватизированное жилье, так и предоставленное по социальному найму. Администрация города как собственник неприватизированного жилья взяла на себя обязательства по ремонту ванной комнаты.
Проблемы многодетной семьи: 7 детей, 32 «квадрата», 100 тысяч в месяц>>
«Очередь на жилье пропала на комбинате!»
Анна Александровна приехала из Узбекистана, работала на Люберецком ковровом комбинате ткачихой, закончила вечерний институт, потом работала бригадиром.
«Дом № 12 изначально не был пригоден для жилья, но комбинат следил за помещением и даже несколько раз сделал ремонт. Нас заселили сюда в 1992 году и сказали, что это временно: шло строительство домов в Дзержинском и Люберцах. Обещали, что через три года нам дадут новые квартиры», – вспоминает она.
Но Люберецкий ковровый комбинат обанкротился в 2000 году. Жильцы отмечают, что им предложили выкупить нежилое помещение, но документально это не оформлялось.
«Когда комбинат закрылся, очередь на жилье пропала на ковровом комбинате, где все стояли на очереди, хотя многие из нас встали в нее еще в 1985 году. В 2005 году нам пришлось вставать снова. Жизни не хватит, чтобы дождаться своей очереди, она не движется», – жалуется Анна Александровна.
В итоге получилась коммунальная квартира с 19 комнатами площадью от 11 до 16 квадратных метров, в которых проживают около 50 человек. В доме № 12 это единственная квартира, ее номер 1.
«Сейчас наша квартира – это муниципальная собственность. Чтобы нас тут прописать, должны были сделать капитальный ремонт, но его толком не сделали. А теперь нам говорят: это ваша квартира – ремонтируйте сами. Во многих комнатах и ванной потолки обваливались и текли. Крышу поменяли. Раньше боялись машинки стиральные ставить, да и некуда, стирали вручную. Поменяли проводку три года назад, потому что раньше она постоянно горела. Так и живем», – сетует Анна Александровна.
«Мне 25 лет, я с рождения тут жила. Здесь всегда было так: длинный коридор, много народа, все готовят, очереди на кухне, в ванну, в туалет. Я бы не хотела такое детство для своего ребенка. Сама я переехала в Дзержинский, живу в других условиях, но приезжаю сюда в гости к родителям. Все дети моего возраста разъехались», – рассказывает одна из бывших жительниц дома № 12.
ЖК «Белые Росы» в Котельниках: паника дольщиков, проблемный застройщик>>
Мытарства по инстанциям
Конечно, жильцы дома № 12 неоднократно обращались во всевозможные инстанции, чтобы хоть как-то улучшить свое положение. Среди активных жителей Ольга, которая долгое время проживала здесь.
«Я родилась в 1985 году. Когда нас с родителями переселили из женского общежития в этот дом, мне было 8 лет. До нас тут жили люди, но они получили квартиру и съехали. А вот нам не повезло: нас тоже должны были расселить, но мы так и не дождались очереди, потому что ковровый комбинат закрылся. Я вышла замуж и уехала жить к мужу, но попытки что-то изменить не оставляю и надеюсь, что дом все-таки расселят», – рассказала девушка.
Она подчеркнула, что ремонт не сделали, хотя жильцы платили за него. Отремонтировали только ванну, которая была в ужасном состоянии.
«Мы писали насчет ремонта в УК и администрацию – ответили, что изыщут средства. В 2016 году мы писали в ГЖИ и «Добродел» – ответили, что ГЖИ дала предписание администрации признать наш дом аварийным. В 2017 году администрация прислала ответ, что принято решение рассмотреть вопрос об изыскании денежных средств на проведение комплексного обследования, которое сначала запланировали на второй квартал 2017 года, потом перенесли на третий», – вспоминает Ольга.
По ее словам, есть программа расселения домов, многие здания послевоенной постройки признаны ветхими. В 2017 году жильцы обратились к депутату Московской областной думы Владимиру Жуку, который написал обращение в администрацию.
«Там дали очередную отписку: ответ пришел по одной жительнице – мол, она стоит в очереди на жилье. Но ведь мы все стоим в очереди на улучшение жилищных условий! Мы не просим квартиры – мы просим, чтобы наш дом включили в программу расселения», – подчеркнула Ольга.
Дом с секретами: правда и мифы о заброшенном здании в Люберцах>>
Официальный ответ
Первого января 2018 года Совет депутатов Котельников утвердил муниципальную адресную программу по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенных территорий микрорайона Ковровый. Это сделано в соответствии с уставом городского округа Котельники, Градостроительным кодексом РФ, федеральным законом № 131-ФЗ, а также законами Московской области № 106/2014-ОЗ и № 107/2014-ОЗ.
Депутаты поручили администрации Котельников подготовить необходимые документы для проведения аукционов на право заключить договоры о развитии застроенных территорий в микрорайоне Ковровый – дома №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 16, 23, 24, 24а, 29, 30, 32.
Проблемный дом-квартира № 12 в программу расселения не вошел.
«Действительно, дом № 12 микрорайона Ковровый не вошел в муниципальную программу переселения ввиду того, что в этом же доме расположен дом культуры. Однако сейчас совместно с инвестором-застройщиком прорабатывается вопрос по переселению жителей и строительству нового здания дома культуры», – сообщил временно исполняющий обязанности главы Котельников Андрей Булгаков.
«На ваш запрос сообщаем, что указанный дом № 12 в микрорайоне Ковровый не признан аварийным и не включен в адресную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016–2019 годы», – говорится в официальном ответе министерства строительного комплекса Московской области.
Ветхая стоматология в Октябрьском: жалобы жителей и планы властей>>
«Включите нас в программу расселения!»
В апреле 2018 года жильцы написали письмо в администрацию с просьбой включить дом в программу расселения.
«Нам ответили, что мы сами должны обратиться в межведомственную комиссию и заключить договор со специализированной организацией, которая будет обследовать наш дом. То есть мы сами должны найти эту комиссию и принести в администрацию ответ! Я ходила к председателю Совета депутатов Котельников Анатолию Бондаренко, который подписывал программу расселения и даже сам, по его словам, тут жил пару месяцев много лет назад. Но он тоже не дал четкого ответа», – добавила Ольга.
Кроме того, 25 сентября жильцы снова были у депутата Жука и просили посодействовать. Удалось в тот же день побывать и у Бондаренко.
«Основная проблема нашего дома – он сложно построенный. С одной стороны дом культуры «Надежда» – очень символично, ведь мы надеемся, что и про нас вспомнят. С другой стороны городская поликлиника, первый этаж дома – это частная собственность. Видимо, это и послужило причиной того, что при формировании адресной программы реновации наш дом не включили. Но мы тоже хотим жить лучше и участвовать в программе!» – подчеркнула Ольга.
Жители проблемного дома-квартиры с 20 августа записаны на прием к временно исполняющему обязанности главы Котельников Андрею Булгакову, но встречу перенесли на 17 сентября, потом на 15 октября.
«Жильцы дома просят администрацию города в лице врио Булгакова Андрея Алексеевича помочь в разрешении такой сложной ситуации. Надеемся, что встреча состоится и будет принято единственно верное решение – о включении нашего дома в программу реновации», – заключила Ольга.
Портал «РИАМО в Люберцах» продолжит следить за развитием ситуации.